Девять дней назад президент Грузии Михаил Саакашвили открыл в Аджарии «семизвездочный» черноморский курорт Анаклия, призванный стать ответом на военное присутствие России в сепаратистской Абхазии.
Как объявил глава государства на состоявшейся 22 августа церемонии открытия, расположенная в нескольких километрах от Абхазии Анаклия сможет потягаться с «Сан-Тропе и Ниццей» и докажет, что для Грузии «главной целью является мир».
Однако разработанный по заданию властей проект стоимостью 16,5 миллиона евро (около 23,8 миллиона долларов) являет собой резкий контраст с условиями, в которых проживают ныне десятки тысяч этнических грузин, которых вооруженные действия заставили сняться с насиженных мест и покинуть территорию Абхазии, эти не имеющие своего угла люди, положение которых, по словам Саакашвили, заставляет его самого чувствовать себя не в своей тарелке.
Ориентировочная стоимость строительства курорта Анаклия (официальных данных на сей счет не имеется), примерно в шесть раз превышает бюджет на 2011 год министерства по делам перемещенных лиц с оккупированных территорий, беженцев и расселению Грузии, в ведении которого находится вопрос обеспечения жильем перемещенных лиц Грузии.
Согласно официальным данным, на настоящий момент лишь четверть из 88 тысяч абхазских семей, имеющих право претендовать на получение жилья, были переселены в предоставляемые государством жилища.
Связаться с должностными лицами и получить у них ответ на вопрос, что определяет приоритетность проекта Анаклия для бюджета, не удалось. Правда, по словам замминистра по делам перемещенных лиц Тамары Мартиашвили, разница в объеме выделяемых средств не означает, что абхазские беженцы не являются для правительства приоритетом.
«Эта задача, несомненно, имеет для властей приоритетное значение. Даже премьер-министр и президент в каждом своем выступлении говорят … о приоритетности проблемы перемещенных лиц», – подчеркивает она.
Бюджет же министерства, включающий в себя задачи координации действий правительства в сфере оказания помощи перемещенным лицам, составлялся с учетом материальной помощи со стороны международных доноров. «В этот процесс вовлечены все смежные министерства и ведомства», – заявила чиновник.
Строительство домов и другого жилья для расселения перемещенных лиц из Абхазии началось в январе 2009 года – уже через два месяца после того, как международные доноры пообещали профинансировать процесс выделение жилья для беженцев.
Один только Евросоюз ассигновал грузинскому правительству на цели строительства жилья, ремонт и другие программы помощи 105 миллионов евро (порядка 151,4 миллиона долларов) в виде трех отдельных грантов.
Правительство США выделило на нужды беженцев 83 миллиона долларов и недавно обязалось ассигновать 34,67 миллиона долларов на ремонт 92 зданий, а также систем водоснабжения и канализации в 12 поселках для перемещенных лиц. Другие доноры, такие как Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН), помогают финансировать другие жилищные проекты.
По признанию замминистра Тамары Мартиашвили, объем средств, выделяемых самим грузинским правительством, сравнительно невелик. Она не назвала конкретных цифр, поскольку сюда входит также и принадлежащее государству имущество, но подчеркнула, что косвенное содействие, оказываемое властями, очень и очень велико.
Вклад правительства в дело переселения – это «до семисот» зданий, новые дороги, системы газо- и электроснабжения, а также другая необходимая инфраструктура, отметила заместитель министра.
Кроме того, буквально в считанные месяцы власти переселили в отдельные дома десятки тысяч семей, бежавших из Южной Осетии в ходе войны 2008 года с Россией.
По словам Тамары Мартиашвили, работа эта не «столь заметна», как деятельность международных донорских организаций, но, тем не менее, имеет жизненно важное значение.
В целом работы по расселению перемещенных лиц планируется завершить в 2014 году, на два года позже намеченного срока.
В городе-порте Поти, расположенном всего в 50 километрах от Анаклии, также ведется строительство домов для перемещенных лиц при финансовом содействии иностранных доноров, но темпы строительства здесь заметно отличаются от темпов строительства курорта.
Недавно в новый комплекс из 32 зданий были переселены 1200 семей беженцев из Абхазии. На окнах колышутся кипенно-белые занавески, в домах новая мебель, вход украшен крестом.
По словам Тины Читанава, беженки из столицы Абхазии Сухуми шестидесяти с лишним лет, предоставленная им двухкомнатная квартира, конечно, лучше засиженного тараканами жилья в общежитии, в котором она с семьей проживали на протяжении почти 18 лет после бегства из сепаратистского региона. «Конечно, это лучше, чем прежнее жилье», – говорит она.
Однако, качество строительных работ порой оставляет желать лучшего. В ряде зданий краска на стенах квартир местами уже пошла трещинами, а ламинат на полах вздыбился.
Не имея особых пожитков, многие люди спят на голых матрасах, порой по трое в комнате.
По словам некоторых жителей, они надеялись найти работу на строительстве в соседней Анаклии, но надежды эти не сбылись.
Хотя контраст между проектами строительства нового курорта и зданий для беженцев дает некоторые основания полагать, что грузинские власти отдают предпочтение курорту, министерство по делам беженцев и расселению по-прежнему твердо нацелено на решение задачи расселения перемещенных лиц, отмечает аналитик грузинского отделения антикоррупционной организации Transparency International Лаша Гогидзе.
«Нельзя сказать, что удовлетворение нужд этих людей и обеспечение их долговременным жильем – не приоритетная задача для министерства», – говорит он.
Исполнительный директор гуманитарно-благотворительного центра «Абхазия» Эка Гвалия также полагает, что власти держат свое обещание обеспечить всех перемещенных лиц жильем – хотя и делают это медленнее, чем ожидалось.
«Похоже, задача обеспечения перемещенных лиц постоянным жильем действительно является одной из приоритетных задач для министерства по делам беженцев и расселению», – говорит она.
По словам замминистра Мартиашвили, в отсрочках повинна стоимость работ и большое количество людей, подлежащих расселению.
И все же, несмотря на подобные заверения, отсутствие четкой информации о политике государства в области обеспечения жильем перемещенных лиц, а также неспособность донести до них свои планы, зачастую приводит к тому, что многие беженцы чувствуют себя забытыми и заброшенными, добавляет Эка Гвалия.
«Когда министерство по делам беженцев что-то говорит, они думают, что все плохо и будет еще хуже, – говорит она о перемещенных лицах. – Это не так, но беженцы не всегда располагают официальной информацией».
«В настоящий момент большинство перемещенных лиц по-прежнему считают, что не являются для правительства задачей номер один».
Замминистра Мартиашвили утверждает обратное, подчеркивая, что ее министерство поддерживает постоянный контакт с беженцами посредством горячих линий. «Я думаю, что наше правительство, с помощью доноров и правительств зарубежных стран, проделало весьма успешную работу и добилось беспрецедентных результатов», – уверена она.
Молли Корсо является независимым журналистом из Тбилиси.