Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украину утомил газовый мезальянс

© РИА Новости / Перейти в фотобанк«Газпром» и «Нафтогаз» подписали соглашение о поставках газа в Европу
«Газпром» и «Нафтогаз» подписали соглашение о поставках газа в Европу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Переговорный кран по газовому сотрудничеству с Россией перекрыт. Корпоративное и дипломатическое давление зашкаливает. Президенты и премьеры двух стран расчехлили информационные пушки и ведут двухсторонний обстрел. «Газовая война» между Украиной и Россией медленно и неуклонно движется к судебному барьеру.

Переговорный кран по газовому сотрудничеству с Россией перекрыт. Корпоративное и дипломатическое давление зашкаливает. Президенты и премьеры двух стран расчехлили информационные пушки и ведут двухсторонний обстрел. «Газовая война» между Украиной и Россией медленно и неуклонно движется к судебному барьеру.

Сначала об этом деликатно намекнул премьер Азаров. Ему на помощь пришел президент Янукович. «Я рассматриваю суд, как уже последнюю инстанцию, когда будут исчерпаны во время переговоров все наши возможности», - заявил украинский президент в воскресенье после активного трехдневного обмена информационными молниями между Москвой и Киевом.

Его начало положил Дмитрий Медведев. Находясь на отдыхе в Сочи, в последние дни августа он так прокомментировал кремлевскому пулу журналистов газовые коллизии с Украиной: «Если украинцы хотят скидку на газ, то они должны стать частью интеграционного процесса. Они не хотят… Это печально, потому что это иждивенчество».

Российский президент уже, похоже, не стесняется в выражениях. К тому же не скрывает жестких притязаний: или Украина становится членом Таможенного союза, а в перспективе - ЕЭП, или продает газотранспортную систему России. Ни много, ни мало…

«Ответ Чемберлену» прозвучал незамедлительно. Второго сентября премьер Азаров огорошил общественность сообщением: НАК «Нафтогаз Украины» после реорганизации прекратит свое существование. Компанию разобьют на несколько структур, и каждая из них будет вести свою деятельность. «Естественно, сделки, которые существуют на сегодняшний день, должны быть пересмотрены», - отметил украинский премьер, а через несколько часов после его заявления на сайте президента появился Указ о реформировании «Нафтогаза» до 1 октября этого года.

Глава правления «Газпрома» Алексей Миллер не преминул поиронизировать на сей счет: мол, «Нафтогаз», как субъект хозяйствования, прекратит-таки свое существование, но… после слияния с «Газпромом».

Наша песня хороша, начинай сначала…

Пребывания президентов Украины и России на саммите стран СНГ в Душанбе информационные страсти только усилили. Медведев и Янукович по накалившемуся газовому вопросу, вопреки ожиданиям, так и не переговорили с глазу на глаз. Но пресс-секретарь российского президента сделала ряд акцентов: 1) украинские предложения не содержат конкретики; 2) действующий договор между двумя странами должен выполняться и не подлежит пересмотру в одностороннем порядке; 3) Россия готова отстаивать свою позицию в любой судебной инстанции; 4) Украина должна выполнять условия по цене поставок даже в случае реорганизации компании «Нафтогаз».

Вскоре свое юридическое слово сказал и официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Ссылаясь на пункт 9.6 контракта на поставку газа и пункт 13.5 контракта на транзит газа, он напомнил: изменение организационно-правовой формы «Нафтогаза» обязывает ее «обеспечить правопреемство, а права и обязательства по контракту передать новообразованной структуре».

Из этого следует, что надлежащая юридическая база для защиты своих интересов у российского руководства и «Газпрома» имеется. Из чего же тогда исходит украинская сторона, начиная педалировать судебную тему? И как она намерена избавиться от газового мезальянса – «неравного брака»?

В одном из недавних выступлений Николай Азаров намекнул: правительство Украины уже проконсультировалось с отечественными и международными экспертами относительно перспектив судебной тяжбы с Москвой и готова начать разбирательства. И хотя более подробно он карты не раскрывал, экспертный анализ «Обозревателя» позволяет предположить, о чем идет речь.

И премьер Путин, и президент Медведев не раз подчеркивали, что подписание Тимошенко газового соглашения в январе 2009-го года отвечало национальным законодательствам двух стран, международному праву и имевшим в то время место указаниям президента.

А вот здесь и возникают спорные коллизии. Сам факт возбуждения уголовного дела против Тимошенко и его судебные перипетии указывают на возможное нарушение буквы украинских законов. «Я однозначно могу сказать, что следствием доказана вина Юлии Владимировны. То, что было добыто следствием, на суде подтверждается», - так прокомментировал на днях резонансный процесс Генпрокурор Виктор Пшонка.

Безусловно, только окончательное решение Фемиды позволит утверждать: было ли нарушение украинского законодательства. А если суд скажет «да», то у украинской стороны уже появится один из аргументов для обращения в Стокгольмский арбитражный суд.

Вторым аргументом станет изучение судом газовых аспектов с точки зрения международного права. Дело в том, что любое международное соглашение (в данном случае между «Нафтогазом» и «Газпромом») может быть оспорено в суде : а) если одна из сторон не обладала полнотой информации; б) была принуждена к определенным действиям путем введения в обман и т.д.

По показаниям на предварительном следствии, а потом в суде, бывшего главу «Нафтогаза» Олега Дубину, премьер Тимошенко ввела в заблуждение, заявив о подписанных правительством директивах для заключения соглашения по газу. (О сомнительных действиях Тимошенко и взятых на себя обязательствах без согласования их с президентом говорил и Виктор Ющенко во время допроса в суде). Директивы, как известно, завизировала Юлия Владимировна самолично, за что и пребывает нынче на скамье подсудимых. Поводом для обращения в Международный арбитраж может быть, как считают эксперты, и неполнота предоставленной российским правительством информации Тимошенко об аспектах принятой в Европе базовой формулы цены на газ.

Эта формула для Украины является самой дорогой, а по сути - разорительной. Даже харьковские соглашения не спасают ситуации: скидка в 30%, но не более 100 долларов за 1000 куб.м. газа, делает голубое топливо для Украины поистине астрономическим в цене. В первом квартале 2011-го она достигала 264 доллара за 1 тысячу куб. м. газа, в третьем увеличилась до 354 доллара, а в четвертом, по прогнозам, вырастет без малого до 400 долларов. Это значит, что украинский экспорт – металлургия, химия, машиностроение – будет практически неконкурентоспособным.

Если для Кремля неуступчивость позиции объясняется боязнью потерять сверхприбыли, обеспечить себе определенные преференции в рамках ЕЭП (куда усиленно тянут Украину), заполучить новые транзитные возможности (в связи с настойчивой попыткой прибрать к рукам «Нафтогаз»), наконец, усилить свое геополитическое влияние, то для Киева безальтернативность постановки вопроса о пересмотре газовых соглашений и снижения цены на топливо обусловлена экономическим выживанием страны и сохранением ее суверенитета.

Впрочем, юридическую состоятельность претензий украинской стороны могут усилить обращения в суд и зарубежных субъектов хозяйствования. Немецкая компания RWE подала в арбитраж иск к «Газпрому» с требованием пересмотра формулы цены. Ранее с таким же иском обратился в судебную инстанцию немецкий энергохолдинг E. ON, закупающий половину всего импорта российского газа для Германии.

Переговоры с «Газпромом» эти компании ведут давно, однако только недавно обратились в судебные инстанции. Добиваться уменьшения стоимости российского газа, как следует из сообщений прессы, намерена и газовая компания - монополист Польши. Эксперты в связи с этим вспоминают удачно завершившуюся судебную тяжбу итальянской Edison, которой удалось добиться ценовых скидок у «Газпрома» в общем объеме 200 миллионов евро.

Небезынтересно, что немецкая RWE (контракт был заключен в 1998-1999 гг. и продлен в 2006-м – до 2035-го предусматривает ежегодный объем поставок газа на 9 миллиардов куб. м, а его транспортировку – до 30,5 миллиарда куб. м) так же, как и украинская сторона, требует отказаться в формуле цены на газ от привязки на нефть. Киев считает, что справедливо бы было эту формулу увязывать со стоимостью угля. Кроме того, стоимость поставок газа (и здесь наши претензии, как следует из конфиденциальных экспертных утечек, совпадают с немецкой стороной ) должна увязываться с объемом и временем закупок. В весенне-летний период она дешевле, в зимний – дороже.

Выходит, Украина не одинока в своих бедах. И даже не создает прецедент. А вот потери – от подписанного Тимошенко газового соглашения – поистине беспрецедентные. По договору Украина обязана была закупать 30 миллиардов кубов газа в 2010-м, а во все последующие годы, вплоть до 2019-го, в обязательном порядке - 40 миллиардов «кубов» газа.

В принципе такие объемы можно и не выкупать, но платить штрафные санкции – 150% в весенне-летний и 300% в осенне-зимний период – Украина обязана. Россия, правда, еще не накладывала штрафы на нашу страну. Но в случае судебного разбирательства, как легко допустить, «долговые векселя» будут предъявлены к оплате.

По подсчетам специалистов «Нафтогаза», недобор российского топлива Украиной уже составил 15 млрд «кубов». А с учетом возможных финансовых претензий за него россиянами в будущем - это около 6 млрд долл. Для радетелей национальных интересов стоит напомнить, что модернизация отечественной газотранспортной трубы в полном объеме ( ее износ оценивается от 65% до 85%) составляет 6,5 миллиарда долларов.

К этому следует добавить: карманные потери граждан Украины, учитывая возросшую стоимость газа (со 179,5 доллара за тысячу «кубов» газа в 2008-м до 354 долларов в 2011-м) и потянувшую за собой цену на продукты питания, промышленные товары и услуги, составили, по оценкам экспертов, почти 7,5 миллиарда гривен.

Жаль, что суд не оценивает экономические потери от действий сановных чиновников, а простые граждане мало задумываются о связи макрополитики и принимаемых решениях во властных коридорах с их микровлиянием на жизнь и судьбу каждого конкретного человека.