Количество нападений пиратов на торговые суда из года в год увеличивается. Бременская фирма Safe Seas Consult готовит экипажи к чрезвычайным ситуациям.
Бремен. Опасность в море может возникнуть внезапно, что хорошо известно Томасу Ависцусу (Thomas Awiszus). Этот крепко сложенный 39-летний мужчина стоит на палубе 200-метрового грузового судна и внимательно наблюдает за командой, состоящей из 25 человек. Именно в этот момент пираты начинают прорываться на палубу, и Ависцус начинает действовать. Он должен продемонстрировать некую смесь из концентрации и активных действий – бдительность вкупе с рассудительностью, - и все должно происходить очень быстро.
По его команде члены экипажа устремляются в защищенное помещение. Там они будут скрываться от захвативших судно морских разбойников. Несмотря на сложность ситуации, члены экипажа должны сохранять спокойствие – не допускается проявление паники, а все действия должны выполняться без дополнительных вопросов. Работает ли снаружи громкоговоритель? Обеспечены ли всем необходимым раненые, все ли члены команды на месте? Ависцус тщательно проверяет каждый отдельный шаг. После этого он покидает защищенное помещение и закуривает сигарету. Кивком головы он подтверждает свой вывод: «Команда великолепно справилась со своей задачей. Но, тем не менее, я надеюсь, что подобная ситуация не произойдет».
Эта динамичная сцена были всего лишь имитацией. Само грузовое судно, принадлежащее одной из бременских судоходных компаний, все еще пришвартовано в залитой дождями гавани ганзейского города. Однако через пару недель этот сухогруз вместе с экипажем отправится в Индийский океан, и палящая жара, скорее всего, будет их меньше всего беспокоить. Морской путь к Африканскому рогу считается одним из самых опасных в мире. В этом году там уже было зафиксировано 314 пиратских нападений. Только у берегов погрязшей в гражданской войне Сомали было захвачено 22 судна.
Для экипажа подобное событие - настоящий кошмар. В свою очередь судоходные компании постоянно должны переживать за членов экипажа, а также за груз, и довольно часто они вынуждены выплачивать пиратам выкуп. Предприниматели и политики вот уже в течение многих лет ведут споры о том, как защитить суда от нападений.
Но пока никаких решений еще не принято, и клиенты Томаса Ависцуса делают ставку на самозащиту. Вместе со своими коллегами Марен Кютер (Maren Kuether) и Марен Ульрихс (Maren Ulrichs) этот дипломированный капитан основал в середине июня фирму Safe Seas Consult (SSC), которая готовит судоходные компании и экипажи к чрезвычайным ситуациям, в том числе к захватам. Его предприятие предоставляет полный пакет услуг, включающий в себя все возможные сценарии, которые могут произойти в случае нападения пиратов. Сначала речь идет о превентивных действиях – например, о создании защищенного помещения, а также о предоставлении вооруженной или невооруженной охраны. Затем обсуждается ситуации на борту, если пираты уже захватили корабль, работа с прессой судоходной компании, переговоры по поводу выкупа, а также психологическая помощь после инцидента для членов экипажа и их близких.
Свой опыт сотрудники фирмы SSC приобрели во время работы в судоходной компании Beluga, которая до последнего времени была одним из крупнейших в мире предприятий по перевозке тяжелых грузов. Однако весной этого года Beluga вынуждена была объявить о своем банкротстве. В последние годы она столкнулась одновременно с несколькими пиратскими захватами. В 2008 году после захвата грузового судна Trinidad Ависцус от имени компании Beluga вел переговоры по радиосвязи и телефону с пиратами. А когда в этом году было захвачено судно Nomination, он лично ездил с несколькими миллионами евро в кармане в сомалийскую столицу Могадишо для передачи выкупа. Деньги нужно было сбросить с самолета в море недалеко от берега. Во время поездки в такси в охваченной гражданской войной столице его однажды сопровождали два представителя местных спецслужб. «На основе такого экстремального опыта мы обладаем полным ноу-хау относительно похищения судов - подчеркивает Ависцус. – Мы знаем, что может сработать, а что нет, и нам также известно, как нужно себя вести с пиратами. Наши предложения в каждом случае ориентированы на потребности отдельных судоходных компаний».
Хотя бременская фирма существует всего два с половиной месяца, она уже оказывает услуги нескольким немецким и международным судоходным компаниям. «Потребность велика, так как многие немецкие суда подвергаются нападениям», - отмечает директор фирмы SSC Марен Кютер. Владельцы судов идут на все, чтобы защитить себя от морских разбойников. Борта своих судов они укрепляют толстой колючей проволокой и смазывают их скользкой желеобразной массой, что делается для того, чтобы пиратам было сложно забраться на борт. Они выставляют на палубу одетые в солдатскую форму манекены, которые с расстояния в несколько сот метров должны казаться живыми людьми. Используются также шумовые пушки, оказывающие болезненное воздействие на уши пиратов, а также дополнительные заграждения на бортовых леерах, через которые пропускается электрический ток.
Тем не менее пираты успешно преодолевают все эти препятствия. Их небольшие надувных резиновые лодки обладают более высокой скоростью и большей маневренностью, чем огромные посудины, плавно бороздящие океанские просторы. Пираты выставляют также плавучие мины для того, чтобы вынудить судно остановиться. Морские разбойники вооружены автоматами, в то время как лишь немногие судоходные компании нанимают частные охранные агентства для защиты экипажа. Конечно, Ависцус считает ситуацию критичной, если бывшие привратники или морские капитаны открывают огонь по пиратам. «Нам не нужны никакие Рэмбо на торговых судах, которые в ходе длительного плавания от скуки могут начать стрелять с палубы по металлическим банкам», - признается он.
Однако такого рода агентств, предлагающие защиту от пиратов в стиле Дикого Запада, существует предостаточно. Эксперты считают, что некоторые из них не заслуживают большого доверия. Вооруженная охрана на борту, согласно существующим оценкам, может стоить до 8000 евро в день. При передаче выкупа посредник иногда получает вознаграждение, которое выражается шестизначной суммой. Часто эту роль выполняют бывшие солдаты, организовавшие в Восточной Африке фирмы по оказанию подобного рода услуг. На рынке полным полно наемников из Албании, Косово, а также из России.
Иногда охранные фирмы получают больше денег, чем сами пираты. Одним из самых известных блюстителей порядка на море является компания Xe - бывший американский концерн по поставке наемников Blackwater, сотрудники которого принимали активное участие в военных операциях во время войны в Ираке. Не секрет, что его сотрудники применяют сомнительные, а иногда и грубые методы. Озабоченным владельцам судов фирма Xe предлагает в качестве сопровождения, например, переоборудованный крейсер береговой охраны «McArthur». Однако крупные морские сражения все же не должны происходить. В рекламном проспекте фирмы Xe подчеркивается, что предоставляемые услуги «не предусматривают применение смертоносных мероприятий оборонительного характера».
Тем не менее масштабы насилия на море постоянно увеличиваются, так как пираты также получают дополнительное вооружение. Со славной романтикой морских грабителей, которые во время расцвета этого промысла в 17-ом, а также в 18-веке свободно, как птицы, бороздили океаны под флагами с мертвой головой, современные пираты не имеют ничего общего. Такие главари африканских кланов как Абшир Абдиллахи (Abschir Abdillahi) или Мохамед Абди Гараад (Mohamed Abdi Garaad) контролируют в Сомали отряды пиратов, численность которых доходит до 800 человек. Членами пиратских банд становятся, как правило, бедные рыбаки и поденные рабочие, и делают они это для того, чтобы как-то свести концы с концами в разрушенной стране.
По крайней мере для главарей пиратских кланов этот бизнес является выгодным. Количество нападений увеличивается, как и доходы от них. Выкуп в размере 20 миллионов евро за одно захваченное судно уже не является редкостью. После проведения переговоров часто от запрашиваемой суммы остается только половина. Сами члены группировок, захватывающие грузовые суда, получают незначительное вознаграждение, тогда как большая часть денег оседает во внутренних районах Сомали.
«Пиратство в последнее время стало прибыльной отраслью, - подчеркивает Марен Кютер. – И все больше преступников встают на этот путь». При этом опасными для судоходства являются не только Аденский залив или район Африканского рога, где почти каждый день происходят захваты судов и где находится большинство пиратских центров. К числу кризисных регионов следует отнести Нигерию, Индонезию, а также Малайзию. Все чаще поступают сообщения о жертвах во время абордажа.
Своей работой фирма Safe Seas Consult не способна ограничить масштабы пиратства. Это предприятие может помочь принять соответствующие меры и ограничить ущерб, однако причины пиратства остаются. «Для этого необходимо политическое решение, - считает Ависцус, - так как в Сомали, например, гражданская война продолжается уже в течение 26 лет и там практически отсутствует порядок». Когда он в апреле направился в эту страну для передачи выкупа, перед глазами этого видавшего виды моряка предстала ужасающая картина. Для описания страны ему понадобилось всего одно слово - «развал».