Российская Кремниевая долина, как надеются предприниматели, должна дать им шанс на более динамичную экономическую политику. Тем временем оказавшееся между социальным гневом и политическим либерализмом население Сибири с неверием следит за соперничеством Путина и Медведева за полгода до президентских выборов.
«В экономике заметна модернизация. Однако в политике виден только регресс». Глава одного из томских предприятий Андрей Поздняков описывает разочарование местной деловой элиты. Этот сибирский город с населением в 520 000 человек, известный своим динамизмом и инициативой, собственными университетами и бизнес-инкубаторами, особой экономической зоной и специализирующимся на новых технологиях средним и малым бизнесом, по сути является воплощением той новой России, о которой мечтает глава государства Дмитрий Медведев. А 48-летний Андрей Поздняков, чья компания предлагает решения в сфере цифровых видеоинтерфейсов, является одним из его образцовых граждан. «Мы уже строим российскую Кремниевую долину, здесь и сейчас!» - говорит он, с гордостью демонстрируя свой сибирский офис.
Тем не менее, когда Андрей Поздняков рассуждает о политике, декабрьских парламентских выборах и президентских выборах в марте 2012 года, тон его голоса резко меняется. Он недоволен «нашим авторитарным режимом» и надеется на появление «более либеральной системы». Хотя предприниматель признает, что бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин смог добиться для страны определенной стабильности, он никогда не голосовал ни за него, ни за его протеже Дмитрия Медведева.
Как настоящий сторонник либеральной оппозиции, Андрей Поздняков мечтает скорее о скандинавской модели. «Потому что она позволяет каждому самореализоваться в экономическом, общественном и политическом плане. Но разве это реалистичный путь для России?» - задается вопросом он.
Как и этот бизнесмен, весь Томск со скепсисом следит за политическими интригами в расположенной в 3000 километрах к востоку Москве. «Говорить о президентской кампании во Франции гораздо интереснее, чем о нашей битве за Кремль, в которой, как всегда, все будет решено заранее», - иронизирует другой предприниматель, 35-летний Константин Сахастин. Он уже сейчас говорит, что не пойдет голосовать. В то же время он увлекается политикой и участвует в работе дискуссионных клубов. «Томск – это город идей. Пока в Москве мечутся, думают только о деньгах и карьерах, мы не торопясь размышляем. Нас труднее заставить плясать под чью-то дудку», - уверяет он.
Московские политические игры кажутся здесь чем-то очень далеким. 32-летний Евгений Манжурин и 27-летняя Нина Розановская, как и 20% жителей Томска, надеются на появление новых политических фигур. Таких как, например, Алексей Навальный, который прославился в интернете своей борьбой с коррупцией.
Кроме того, именно в Томске в октябре прошлого года правящая партия «Единая Россия» показала один из худших результатов на региональных выборах. Тем не менее, надписи на городских автобусах предельно ясны: логотип партии изображен рядом с лозунгом, который обещает «возрождение общественного транспорта». Вот одна из многих ее инициатив по завоеванию поддержки населения.
«Люди видят, что на самом деле все обстоит по-другому», - напоминает Светлана Середа, директор местной независимой телекомпании ТВ-2, которая известная своими критическими заявлениями. «В отличие от государственных федеральных каналов мы показываем правду: стареющие автобусы, разваливающиеся дороги, падение результатов «Единой России» и оппозиционные манифестации! - объясняет она. - Вот чего хотят томские зрители, которые интеллигентнее и либеральнее аудитории в других регионах страны». Недавний опрос ТВ-2 о грядущих президентских выборах также стал показательным: в списке любимых «кандидатов» зрителей Путина и Медведева обошел первый президент России Борис Ельцин, который ушел из жизни в 2007 году.