Сотни тысяч манифестантов вышли в прошлые выходные на улицы Тель-Авива. Но не стали устраивать потасовок с полицейскими. Или грабить магазины. Ими движет мечта, мечта о «прекрасном Израиле».
Народное движение активизируется и в Израиле, то есть нигде, так как эта страна все еще отсутствует на политических картах многих ее арабских соседей. На проспекте Ротшильда появились сотни палаток. В них расположились девушки и молодые люди. Над некоторыми палатками подобно небольшому облаку витает сладковатый запах того, что знатоки называют «травой». В внутри происходят вещи, которые бы не одобрили сторонники жесткой морали… Но что поделать, молодая кровь бурлит и требует веселья.
Палатки появились здесь, чтобы заявить властям, что цены на жилье в Израиле перешли все мыслимые пределы. Чтобы сказать, что жить стало тяжело, слишком тяжело. Чтобы потребовать чуть больше социальной справедливости. Кроме того, десятки тысяч манифестантов (в прошлую субботу их было 400 000!) регулярно устраивают шествия по улицам израильских городов, скандируя похожие лозунги. На взгляд француза такие манифестации выглядят, мягко говоря, непривычно. Дело в том, что на улице нет ни одного полицейского: в этом просто нет необходимости. Идущие в задних рядах молодые люди тщательно подбирают пустые бутылки, пакеты и другой мусор: они хотят, чтобы их города оставались чистыми.
При виде такого необычного события некоторые французские красно-зеленые (зеленый – это цвет ислама) идиоты начинают строить глупые надежды. После арабской весны наступает израильское лето… Наконец-то «сионистский режим» пошатнулся! Одним росчерком пера они переносят площадь Тахрир на проспект Ротшильда. Несколько десятков лет назад забавный чудак и по совместительству настоящая звезда Латинского квартала по прозвищу Муна Агиги выдвинул предвыборную программу, которая вкратце сводилась к следующему: провести бульвар Сен-Мишель до Средиземного моря! Этот человек был мастером розыгрышей, и это казалось забавным. Однако сторонники глупых идей, которые хотят перенести площадь Тахрир на проспект Ротшильда выглядят по-настоящему гнусно. Мятеж говорит о человеческом достоинстве, ненависть – об обычной глупости.
Нет, сотни тысяч израильских манифестантов не стали выбегать из синагог с истерическими криками: «Бог велик!». Мы в Тель-Авиве, а не в Каире.
Нет, они не грабили магазины. Мы в Тель-Авиве, а не в Тунисе.
Нет, израильская полиция не стала открывать огонь по толпе. Мы в Тель-Авиве, а не в Сирии.
Нет, в небе не появились натовские самолеты, чтобы разбомбить устраивающие репрессии израильские войска. Мы в Тель-Авиве, а не в Ливии.
Нет, израильские манифестанты не требуют демократии: она у них и так уже есть. Мы в Тель-Авиве, а не в какой-нибудь арабской столице.
То, что в настоящий момент происходит в Израиле, напоминает скорее моральное восстание, которое подпитывает давняя мечта. Мечта о «прекрасном Израиле». О временах социального государства. О временах кибуцев, когда профессора университетов отправлялись собирать урожай апельсинов вместе с доярками. В полном равенстве. Когда за рулем трактором сидели девушки в шортах со следами от пуль на груди. Разумеется, прошлого уже не вернуть. Но все это скорее прекрасный сон, а не кошмар.
А что насчет палестинцев? И арабо-израильского мира? Сравнив революции в арабском мире и манифестации в Тель-Авиве, некоторые могли бы в силу поверхностности или лени заявить о том, что израильтяне выше своих соседей в культурном плане. Ничего подобного. Они не лучше и не хуже их. Они просто другие. Вот почему в ближайшем будущем арабо-израильского мира ждать, наверное, не стоит. Но однажды исторический день наступит. День, когда на площади Тахрир, как на проспекте Ротшильда, появятся палатки с равными в своих правах и объединенными общей идеей девушками и молодыми людьми.