В своем слове, обращенном к армянским дипломатам на совещании руководителей центрального аппарата МИД и дипломатических представительств Армении за рубежом, Серж Саргсян не стал говорить об отношениях Армении с НАТО и ОДКБ. Тем более, он не коснулся предложения Александра Лукашенко (согласованного с Дмитрием Медведевым) о наделении сил оперативного реагирования ОДКБ полномочиями по предотвращению государственных переворотов.
Командует ОДКБ, а значит, и его силами оперативного реагирования Москва, и она, видимо, желает узаконить свое вмешательство во внутренние дела постсоветских стран. До сих пор Россия применяла преимущественно экономические, газовые рычаги, чтобы приручить сателлитов, а также воровскую иерархию, когда за «паханом» остается последнее слово.
«Незаконное» вмешательство России во внутренние дела Армении происходило постоянно. Причем, если не удавалось контролировать процессы в «эволюционном», «мирном» режиме, Россия просто грубо вмешивалась в политику Армении. Это происходило и на публичном уровне – достаточно вспомнить «добровольное» подписание договора о продление сроков российской военной базы в августе прошлого года. Ратификация договора прошла в армянском парламенте без дебатов, в гробовой тишине.
Что касается непубличного уровня, то в Армении уже звучат намеки на участие России в трагических событиях 27 октября 1999 года и 1 марта 2008 года. Заказчики расстрела в армянском парламенте в 1999 году так и не были названы, а временный поверенный в делах США в Армении Джозеф Пеннингтон, согласно депеше, опубликованной WikiLeaks, сказал, что правду о 1 марта мир никогда не узнает.
О том, что 1 марта в Армении были силы, не контролировавшиеся местной властью, намекнул в своем интервью Роберт Кочарян. Он сказал, что люди были в основном убиты в месте, которое «не контролировалось нами». Имел ли он в виду спецслужбы иностранных государств, в частности, России, неизвестно.
Примечательно, что Генпрокуратура Армении обратилась к международному сообществу с просьбой осуществить экспертизу видеоматериала, на котором видно, как человек в полицейской форме стреляет в митингантов. Армянские эксперты говорят, что не могут идентифицировать этого человека. Возможно, потому, что он не является сотрудником армянской полиции.
Теперь России понадобился мандат на законное вмешательство. Возможно, это связано с усилением антироссийских настроений во всех странах ОДКБ, в частности, в Армении. После подписания договора о продлении срока дислокации военной базы в Армении стали звучать открытые призывы перейти от вассальных отношений с Россией к равноправным партнерским. В Армении провалилась попытка открыть русскоязычные школы, программа Россотрудничества, по которой на «каторгу» в Россию вывозились армянские семьи, также вдруг закрылась.
И на этом фоне очевидно, что любое обсуждение вопроса о наделении войск ОДКБ полномочиями «царской жандармки» вызовет в Армении волну протеста, не говоря уже о согласии Сержа Саргсяна с таким предложением.