Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская гражданская космонавтика ищет помощи у военных

Потеря двух спутников и неудачный запуск космического транспортника вызвали кризис в российской космонавтике. За помощью гражданские специалисты теперь обращаются к военным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После болезненных неудач последних недель российская гражданская космонавтика теперь, судя по всему, ищет помощи у военных. Раньше космические программы реализовывались в таких же условиях, как и государственные оборонные заказы, отметил заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов после аварии ракетоносителя «Союз» с космическим транспортником «Прогресс».

После болезненных неудач последних недель российская гражданская космонавтика теперь, судя по всему, ищет помощи у военных. Раньше космические программы реализовывались в таких же условиях, как и государственные оборонные заказы, отметил заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов после аварии ракетоносителя «Союз» с космическим транспортником «Прогресс», произошедшей 24 августа этого года.

Поэтому в настоящее время «прорабатывается» вопрос о возвращении этой программы в рамки работы с военными заказами. Перед этим глава Роскосмоса Владимир Поповкин, представляя направленную на повышение эффективности инициативу, заявил о том, что он хочет при оптимизации испытывающей сложности, но когда-то образцовой отрасли ориентироваться на «эффективно функционирующие» военные структуры.

Это похоже на самовосхваление, так как бывший командующий космическими войсками (КВ) до своего назначения главой Роскосмоса, состоявшегося в конце апреля этого года, был первым заместителем министра обороны в ранге генерала армии.

Давыдов выступил в том же духе и заявил, что «слава Богу» причины этих неудач следует искать не в области конструкции или изготовления, а в сфере организации. Теперь речь идет о том, чтобы «усилить контроль за работой и трудовой дисциплиной». Соответственные решения уже приняты, добавил он.

Какие последствия этот откат назад будет иметь для космодрома «Байконур», для Центра подготовки космонавтов в Звездном городке под Москвой, а также для других объектов, находившихся ранее под гражданским управлением, пока остается неясным.

Патриарх космонавтики Черток жалуется на недостаток специалистов

Между тем патриарх советско-российской космонавтики Борис Черток, которому исполнилось уже 99 лет, приходит к другому выводу. С точки зрения единственного ныне здравствующего бывшего заместителя легендарного главного конструктора Сергея Королева (1907 – 1966), причиной существующих в космонавтике проблем является «значительный дефиците квалифицированных кадров» в российской промышленности в целом.

Вместе с тем  неудачный запуск «Союза» не является с точки зрения статистики или надежности «какой-то катастрофой», считает Черток. В сравнении с советским периодом такого рода сбои сейчас происходят «очень редко».

Тем временем Европейское космическое агентство (ЕКА), несмотря на последний неудачный запуск «Союза», не меняет планов своей работы с Международной космической станцией (МКС). Следующая миссия ЕКА, получившая название «PromlSSe», намечена на конец этого года, сообщил в Кельне представитель агентства.

«На самом деле у нас еще нет подтвержденной даты старта», - признается глава Европейского центра астронавтов Томас Рейтер (Thomas Reiter). Первоначально было предусмотрено, что ракета «Союз» должна была 30 ноября доставить на орбиту голландского астронавта Андре Кейперса (Andre Kuipers). «Очень маловероятно», что эти сроки запуска останутся неизменными, считает Рейтер. «Мы должны сначала дождаться информации о причинах аварии», - добавил он.

Временный перевод МКС в автоматический режим, как это в настоящий момент обсуждается Россией и Соединенными Штатами, представляется возможным вариантом, если выяснение причин аварии затянется, - отметил Рейтер: «Мы уверены в том, что  МКС некоторое время может работать в беспилотном режиме», - заявил он.

Конечно, все партнеры космической программы попытаются избежать подобного рода ситуации. «Но, если это потребуется, станция не будет потеряна, - подчеркивает Рейтер. – Это не будет началом конца МКС».

По крайней мере в космических агентствах участвующих в этой программе стран досрочный отказ от использования МКС не обсуждается: «Мы слишком много вложили в этот проект средств, чтобы от него отказаться».

Примерно две недели назад беспилотный российский транспортный космический корабль упал на Землю после нештатного срабатывания одной из ступеней ракетоносителя «Союз». Считающаяся надежной российская техника после окончания программы запусков американских шаттлов  является единственной возможностью доставки людей на Международную космическую станцию.

52-летний Кейперс должен провести на МКС 169 дней, и в течение этого времени вместе с другими членами экипажа он будет участвовать в проведении научных экспериментов.

По данным ЕКА, «PromlSSe» представляет собой первую продолжительную миссию европейских астронавтов после завершения программы полетов шаттлов в июле этого года. Вместе с Кейперсом на околоземную орбиту отправятся российский космонавт и астронавт НАСА.