Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Двадцать лет без Ленинграда

Мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака нельзя считать инициатором возвращения Ленинграду исторического имени

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возвращение имени казалось признаком того, что начинается новая жизнь. К сожалению, через 20 лет ситуация совсем не такая. Санкт-Петербург не стал еще тем Санкт-Петербургом, каким бы его хотелось видеть. Более того, он повис где-то посередине – и даже потерял некоторые высоты, которые он имел как Ленинград. «Великий город с областной судьбой» - сегодня эти слова актуальны как никогда.

6 сентября 1991 года было принято решение о возвращении Петербургу исторического названия. Губернатор Георгий Полтавченко и спикер Законодательного собрания Вадим Тюльпанов поздравили петербуржцев с 20-летней годовщиной возвращения городу его исконного имени.

«Двадцать лет назад наш город обрел исконное имя, данное ему при рождении. Возвращение к историческому имени стало волеизъявлением большинства горожан. Это судьбоносное решение возвращает нас к нашим корням и открывает новую эпоху в развитии мегаполиса», - говорится в обращении Георгия Полтавченко к горожанам, текст которого размещен на официальном сайте городской администрации. В нем тактично упомянут и город-герой Ленинград, выстоявший в блокаду, и мечта Петра Первого о городе-крепости, названном в честь его небесного покровителя – то есть вроде бы учтены мнения и тех, для кого город навсегда остался Ленинградом, и тех, кто горячо приветствовал возвращение его настоящего имени.

Это действительно знаменательная дата, считает политолог, член бюро партии «Яблоко» Борис Вишневский:

– В этот день надо еще раз сказать спасибо тем жителям города, которые 12 июня 1991 года пришли на опрос и проголосовали за возвращение городу его исторического имени. Отдельное спасибо депутатам Ленсовета, которые назначили этот опрос и агитировали за возвращение городу его исторического имени. Надо сказать спасибо депутатам Верховного совета, которые приняли окончательное решение на президиуме ВС. Надо сказать спасибо народному депутату РСФСР и депутату Ленсовета Юрию Нестерову, который лично написал проект решения и внес его. Для меня это возвращение справедливости. Как ребенок носит имя, которое дали ему родители, так и город должен носить имя, которое ему дал его основатель – Петр Великий.

При этом Борис Вишневский считает, что нужно отказаться от мифа, согласно которому исконное имя было возвращено городу благодаря Анатолию Собчаку:

– Это делали совсем иные люди, имена которых сегодня незаслуженно забыты. Например, депутат Виталий Скойбеда, который добился включения этого вопроса в повестку дня сессии Ленсовета в апреле 1991 года. И депутат Алексей Ковалев, который придумал окончательную формулировку: «Желаете ли вы возвращения городу его исторического названия - Санкт-Петербург?» И те, кто агитировал за это, кто стоял в пикетах, кто раздавал листовки, кто призывал к возвращению городу его исторического имени. Вот они – герои этой истории. И конечно, жители, которые голосовали на опросе за возвращение городу его исторического имени.

В то время, 20 лет назад, депутатом Ленсовета была и Ольга Курносова, ныне – один из лидеров Объединенного гражданского фронта.

– Тогда возвращение имени казалось признаком того, что мы начинаем новую жизнь, что мы возвращаемся к своим великим истокам. К сожалению, через 20 лет мы видим, что ситуация совсем не такая. Санкт-Петербург не стал еще тем Санкт-Петербургом, каким хотели бы его видеть. Более того, он повис где-то посередине – и даже потерял некоторые высоты, которые он имел как Ленинград. «Великий город с областной судьбой» - сегодня эти слова актуальны как никогда», – уверена Ольга Курносова.

Возвращение городу его имени имело огромное культурное, историческое и политическое значение, считает историк Игорь Иванов:

– До сих пор везде все эти улицы Бела Куна, проспекты Ленина – все это осталось. И область осталась Ленинградской, несмотря на то, что город – Санкт-Петербург. Это нонсенс. Все это говорит о незавершенности того дела, которое народ хотел совершить в 1991 году...

Игорь Иванов напоминает, что недавно, в связи с 20-летием ГКЧП, защитники Белого дома, Мариинского дворца и Ленинградского телецентра выступили с заявлением, имевшим символическое название: «Мы рано разобрали свои баррикады». Подписавшие заявление полагают, что нельзя было останавливаться на полпути, только на символических завоеваниях – возвращении имени Петербурга и российского триколора.