На фоне того, что ливийская революция постепенно сходит на нет, и вооруженный конфликт, судя по всему, скоро закончится, повстанческое правительство, ООН и международное сообщество сталкиваются с новой головной болью - что делать с огромными количеством оружия, циркулирующего в стране.
Начиная со штурмовых винтовок и заканчивая зенитными ракетами, Ливия просто переполнена оружием. Соседние страны опасаются распространения этого оружия в пределы своих собственных границ, где оно может быть использовано вооруженными группировками, такими как «Аль-Каида». Между тем Ливия, со своей пестрой племенной историей, может начать испытывать проблемы с присутствием вооруженных молодых людей на улицах. Хотя переходное правительство Ливии и составляет программу для возвращении бойцами оружия и взрывчатых веществ, эта программа пока на ранней стадии, а ее успех еще предстоит оценить.
«Распространение оружия вызывает серьезные опасения», - заявил Иен Мартин (Ian Martin), спецпосланник ООН по Ливии.
Оружие поступает со многих направлений. Ливийский Переходный национальный совет (ПНС) распространял оружие среди своих боевых групп во время конфликта. Другие прореволюционные бойцы покупали ружья на свои собственные деньги, и кроме того оружие забирали со складов Каддафи, когда были захвачены его объекты снабжения по пути к столице. Наиболее тяжелое вооружение, такое как зенитные и противотанковые ракеты, поступило из самой столицы.
«Из-за атак НАТО прокаддафиевские войска переместили оружие в дома и на фермы вокруг Триполи, - говорит Фред Абрахамс (Fred Abrahams), исследователь из Human Rights Watch. - Когда они бежали, эти склады стали легкой добычей».
В дни после падения Триполи группы повстанцев раскапывали обломки Баб-эль-Азизии, и раскопали целые ящики винтовок, автоматов и устанавливаемых на автомобили систем вооружений. Огромные запасы были найдены рядом с тюрьмой в столичном районе Абу Салем и еще в нескольких местах к югу от Триполи.
По сведениям Human Rights Watch, вооруженные силы повстанцев обеспечили безопасность большей части более тяжелого вооружения и поместило его под охрану. Однако по-прежнему невозможно сказать, сколько вооружения пропало по всей стране. Страна также наводнена и стрелковым оружием.
«Это Беретта. Она хорошая», - говорит боец повстанческих сил, который назвал себя Хасаном, показывая свое оружие возле Баб-эль-Азизии, потом наводит на цель и выбивает стекло из сломанного фонаря над головой.
Основным опасением ООН, как и стран вокруг Ливии, является то, что какая-то часть всего этого оружия будет продана за пределы страны, во многом так же, как это было в Ираке. Какие-то из этих ружей, пистолетов, автоматов могут попасть в руки «Аль-Каиды» и других вооруженных групп. «Вполне естественно, что это повод для озабоченности соседей Ливии», - говорит Мартин из ООН.
Абделькадер Мессахель (Abdelkader Messahel), министр иностранных дел Алжира, заявил, что боевики «Аль-Каиды» «укрепляют свои арсеналы оружием, поступающим из Ливии». Такое заявление он сделал на саммите Африканского союза в июле. Алжирская газета El Khabar сообщала, что торговцы оружием пытались контрабандой провести 218 единиц оружия в Алжир в июле. Альфредо Перес Рубалькаба (Alfredo Perez Rubalcaba), министр внутренних дел Испании, подтвердил, что это вооружение могло попасть в руки «Аль-Каиды».
«Имеют место оправданные опасения, которые варьируются от транспортировки оружия местным соседям, что потенциально может подпитывать существующее насилие, а в некоторых случаях и усиливать нестабильность, и до появления ливийского оружия на более глобальном черном рынке», - говорит Кимберли Джонс (Kimberly Jones), помощник директора программы по международным делам в Ближневосточном центре мира, культуры и развития (Middle East Center for Peace, Culture and Development). «Межправительственные организации не считают, что национальная или региональная безопасности - это цена, которую они готовы заплатить за приведение к власти ливийцев, если прогресс в этом отношении будет недостаточным, неэффективным или просто медленным».
Но оружие не менее опасно и внутри Ливии. Переходный национальный совет (ПНС) на данный момент смог удержать свои силы едиными против общего врага, но множество ливийцев испытывают неуверенность, не зная, куда направят свое оружие вооруженные люди теперь, когда Каддафи сошел со сцены.
«Еще одним вопросом, связанным с ливийским кризисом, является абсолютное разнообразие страны в любом разумном значении этого термина. Она сильно раздроблена этнически, регионально и по уровню распределения богатства. Прибавим сюда 42 года тирании, деспотического правления, во время которого некоторые семьи и племена несли на себе основную тяжесть угнетающей политики властей, и мы поймем, что семена для мести и катастрофы уже посеяны, и лишь ждут удобного момента, чтобы взорваться», - говорит Мозес Теси (Moses Tesi), профессор политологии в университете Middle Tennessee State University.
«У каждого второго ливийца есть автомат Калашникова. В долгосрочной перспективе, сдача и прекращение использования этого оружия - критически важная задача», - добавляет Абрахамс из Human Rights Watch.
Переходный национальный совет Ливии заявил, что он собирает целевую группу для сбора оружия у различных бойцов и помещения его под контроль официальных полицейских сил и новой Ливийской армии. Оружие будут собирать в мечетях, в обмен на денежную компенсацию.
Хишам Калеф (Hisham Khalef), боец-волонтер, который работает на контрольно-пропускном пункте Сук Джума на окраине Триполи, говорит, что оружие начнут отдавать обратно властям, как только порядок будет восстановлен. «Армия будет выдавать по 3 тысячи динаров, и люди будут рады сдать свое вооружение», - сказал он.
В условиях, когда Ливия испытывает нехватку денег, а некоторые африканские страны по-прежнему блокируют размораживание ливийских фондов, нет уверенности относительно того, что это произойдет быстро, и когда вообще произойдет. В то же самое время, в условиях когда несколько городов в Ливии по-прежнему сопротивляются силам ПНС, страна по-прежнему находится в состоянии войны, и программа сбора оружия не может начаться до тех пор, пока эти последние оплоты сопротивляющихся сил не будут захвачены и там не станет безопасно. Потом есть также вопрос, как убедить людей отказаться от самых надежных инструментов в шестимесячном конфликте.
«ПНС, во многом, вынужден начинать с нуля в плане государственной власти и управления. Многие ливийские наблюдатели говорят, что Каддафи сам был государством, поэтому создание нового правительства потребует времени», - говорит Джонс.