Обострение в отношениях между Украиной и Российской Федерацией, которое возникло вокруг споров об участии нашей страны в Таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном и вокруг вопросов о цене на российский газ для Украины, было прогнозируемым.
Уже в начале этого года отдельные российские политики в своих комментариях не стыдились предъявлять обвинение нынешней украинской власти в отходе от тех позиций, которые были желательными с точки зрения официального Кремля. Януковича и Партию регионов подвергали критике за то, что интеграционные планы и проект сближения с Россией не были воплощены в жизнь.
Избирательная программа кандидата в президенты Януковича, а также подписанные через несколько месяцев после президентских выборов Харьковские соглашения, давали основания кремлевским аналитикам надеяться на то, что Украина пойдет на максимальное сближение с РФ.
Однако все следующие предложения по стороне премьера Владимира Путина натолкнулись на деликатные отказы со стороны Украины: ни идея объединения «Нефтегаза» с «Газпромом», ни предложение объединения «Энергоатома» с «Росатомом», ни желание объединить авиастроительные циклы, ни даже идея общего учебника по истории не нашли поддержки со стороны украинского руководства.
Конечно, о Таможенном союзе речи уже не было. Янукович понимал, что дружба с Россией имеет четкие границы, которые определяются национальными интересами Украины. А национальные интересы должны взаимно уважаться.
Накануне Думских выборов в России, а также последующих президентских выборов, которые, по большому счету, будут представлять почти единую политическую кампанию, подобная позиция Украины не может быть воспринята российским истеблишментом.
Золотое правило Вячеслава Константиновича Плеве - «Нам нужна маленькая победная война» - хорошо помнят в России и вспоминают чаще всего накануне избирательных кампаний или PR-кампаний.
Иногда это может быть «горячая» война - как в случае с Чечней или Грузией. Но иногда достаточно «холодной», информационной войны. Тем более, что последняя кампания в Грузии заставила саму Россию пересмотреть и систему вооружений, и военную доктрину, и даже военную организацию Российской армии, которая, как оказалось, представляла собой «чудище обло, огромно, озорно, стозево и лаяй», но абсолютно неповоротливое и неспособное к ведению войны в современных условиях.
Другое дело - пропагандистский аппарат, который в России отточил свое мастерство до уровня виртуозности. Ведомство, куратором которого выступает Владислав Сурков, работает на полную мощность.
Приведя слова бывшего министра внутренних дел России Плеве, надо привести и слова из энциклопедии: «Это выражение в дальнейшем стало использоваться в случаях, когда правительство страны, оказавшись несостоятельным во внутренней политике, старается отвлечь внимание своего народа от этого факта путем развязывания именно такой «маленькой победной войны».
Отвлечь внимание от многих экономических и социальных проблем современной России может помочь информационная война с Украиной - ведь украинский вопрос чрезвычайно раздражает Российскую Федерацию.
Несколько лет назад известный российский политик и предприниматель Александр Лебедев говорил об Украине как о «другой России», проводя параллели между современной Украиной и Великим Княжеством Литовским - приютом для московских вольнодумцев и источником новых, европейских веяний для Московского государства времен позднего Средневековья.
Правда, послеоранжевые отношения привели к тому, что Украина и украинцы в глазах значительной части российского общества были дискредитированы.
Как показали социологические исследования, проведенные российским Левада-Центром, в январе 2009 года более 60% российских респондентов заявили, что отрицательно относятся к украинцам.
Говорить о перспективах превращения Украины в ориентир для российского избирателя с этих пор было уже невозможно - даже тогда, когда после Харьковских соглашений количество граждан, которые к украинцам относятся отрицательно, в России уменьшилась до 20%.
Эти цифры показывают, как удачные информационные кампании могут влиять на мнение российского общества об Украине. Манипулятивные технологии в Российской Федерации развиваются довольно эффективно - параллельно с разрекламированными нанотехнологиями.
В 2009 году против Украины была применена настоящая информационная кампания, противостоять которой наше государство не смогло. И хотя никаких выборов в России тогда не было, информационная война требовалась для спасения «Газпрома», отвлечения внимания от неприятностей, которые постигли в то время компанию.
Одна из версий того, что произошло два с половиной года назад, такова.
В конце 2008 года стало очевидно, что «Газпром» не может выполнить свои обязательства перед партнерами, а также убедить инвесторов вложить деньги в новые проекты строительства газопроводов в обход Украины. Срочные выплаты по кредитам составляли в это время свыше 50 миллиардов долларов.
За последние десять лет добыча газа увеличилась в несколько раз, в то время, как новые месторождения почти не осваивались. Ожидание туркменского газа тоже не оправдалось - туркмены активно вели переговоры о продаже газа Китаю. Нужна была отвлекающая кампания. И жертвой стала Украина, которая, по версии россиян, крала российский газ.
Главная целевая аудитория в этом случае была не среди россиян, а среди европейских обывателей, которых пугали холодной зимой по вине вороватых украинцев. То, что саму кампанию координировала одна известная брюссельская компания, которая специализируется на PR-технологиях, показательно - со временем эта компания предлагала свои услуги и украинским политикам.
Украина эту войну проиграла полностью - следствием этой информационной войны стали и новые газовые договоренности, и испорченный имидж Украины в мире, и драконовские условия поставок газа в Украину - по сверхвысокой цене, в фиксированных объемах и без права реэкспорта.
В каждой войне бывают не только свои герои - в каждой войне есть свои коллаборационисты, свои дезертиры и свои мародеры. Их потом судят - по всем правилам и законам. Но сегодня - не о них. Каждая война требует выводов и полученных уроков.
Уроки информационной войны 2009 года - очевидны.
Во-первых, sі vіs pacem, para bellum. Хочешь мира - готовься к войне.
Украине нужно было сразу же после 2009 года создавать эффективные структуры для реагирования на информационные кампании извне. При этом необходимо было налаживать отношения с зарубежными СМИ, экспертными центрами, лоббистскими группами, общественными организациями.
К сожалению, наши политики были настроены тратить средства не на создание подобной системы информационной защиты, а на взаимную борьбу друг с другом и на акцентирование внимания на отрицательных моментах в жизни Украины.
Во-вторых, очевидно, что Россия и в дальнейшем будет использовать разнообразные методы давления на Украину с целью создания положительного имиджа для собственных государственных монополий или для государственных деятелей высшего ранга.
Поэтому Украина с точки зрения российских технологов - идеальная мишень. Или Украина играет по правилам России, или же сталкивается с очередным процессом «принуждения к миру» в довольно жесткой форме.
В-третьих, внутренние процессы в Украине будут и дальше использоваться российскими политиками в информационных кампаниях - с экстраполяцией на Запад.
Процесс Юлии Тимошенко очень удачно используется для:
а) нагнетания ситуации вокруг украино-российских газовых переговоров;
б) для блокирования продвижения Украины в сторону Зоны свободной торговли с ЕС.
Заявления министра иностранных дел Франции Алена Жюппе о недопустимости разговоров об ассоциации Украины с ЕС или о Зоне свободной торговли в то время, пока идет суд над Тимошенко – попытка оказать давление на суд и выразительная попытка сыграть в общую политическую игру с Россией.
В конце концов, Франция не отказывается от того, что на Восточную Европу смотрит под специфическим углом зрения - традиционный французский триколор поворачивается на 90 градусов и превращается в флаг Российской Федерации.
В-четвертых, газ и в дальнейшем будет вызвать соблазн у российских вельмож использовать его не только как энергоноситель, а и как рычаг для внешней политики относительно Украины.
В-пятых, пока существует заинтересованность западных государств и западных компаний в российском газе, Украина не может рассчитывать на полную объективность со стороны тех, кто хочет выступать в роли «стражей демократии».
Заангажированность отдельных заявлений или действий западных политиков, особенно в среде европейских сателлитов России - очевидна. Именно поэтому на этом направлении нужно начать наиболее активную игру на опережение, используя интересы тех групп, которые заинтересованы в развитии отношений с Украиной.
В-шестых, необходима широкая система информирования западных политиков и широкой общественности о событиях в Украине, иначе они будут смотреть на нашу ситуацию в худшем случае глазами господина Суркова, в лучшем - глазами господина Немыри.
Сегодня позиция Украины, озвученная президентом: газовые контракты в 2009 году подписаны с нарушением предыдущих газовых соглашений, а потому могут и должны быть пересмотрены. Янукович предлагает снизить заложенную в формуле базовую цену на газ до 350 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 450, привязать формулу расчета цены на газ вместо рыночных цен на нефтепродукты к ценам на уголь, сократить закупку газа на треть, до 27 миллиардов кубов.
Янукович апеллирует к ратифицированным парламентами двух стран соглашениям, которые предусматривают ежегодный пересмотр цены на газ - и готов обратиться в международный арбитраж.
Позиция России: мы ничего не собираемся пересматривать, Украина должна покупать, как и ранее, не менее 33 миллиардов кубометров газа без права реэкспорта и не зависимо от того, заберет ли она этот газ. Цена на газ должна оставаться неизменной. Расчет формулы - также должен быть таким же, как и прежде.
И здесь же ненавязчиво предлагают Украине вступить в Таможенный союз - дескать, мы можем рассмотреть исключения, если Украина войдет в этот союз. Или если согласится на объединение «Нефтегаза» и «Газпрома».
Некоторые аналитики говорят: «Или же если Украина согласится отдать свою газотранспортную систему под контроль России - по белорусскому варианту, 50:50».
Хотя Виктор Янукович понимает, что ни один из этих вариантов не может рассматриваться из-за своей неприемлемости для Украины.
В воздухе снова запахло... Не порохом, а запахом перегретого компьютерного процессора, запахом больших денег и запахом газетной бумаги, на которую скоро выльется море отрицательной информации об Украине.
Мы находимся на пороге новой информационной войны, которую не имеем права проиграть. Так как проигрыш Украины в этой войне обернется катастрофическими последствиями для нашей экономики и - возможно - для государственности в целом.
Путину и Медведеву тоже очень нужна победа. От этой победы будет зависеть судьба двух избирательных кампаний в России и позиционирование России в мире накануне второй волны Мирового экономического кризиса.
Не случайно ли информационные атаки против Украины имеют место незадолго до запланированного визита Владимира Путина в Вашингтон?
В конце концов, маленькие победные войны Россия чаще всего проигрывала - особенно если они носили характер технологической поддержки других политических кампаний.
В конце концов, самому Плеве инициированная им «маленькая победная война» против Японии стоила жизни, а для России обернулась поражением и революцией. С маленькими победными войнами шутить нельзя. Даже если это - информационные войны.
Перевод: Антон Ефремов