Брюссель – Исполнительный орган Европейского Союза объявил в среду о планах, направленных на то, чтобы его страны-члены прекратили заключать двусторонние договоры, по которым слишком много влияния получают экспортеры нефти и газа, такие как Россия.
Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger), еврокомиссар по энергетике, считает, что Европа должна «выступать единым фронтом» в энергетических вопросах.
Европа должна «смотреть дальше своих границ для обеспечения безопасности энергопоставок» и «действовать вместе, выступая единым фронтом», заявил Эттингер на пресс-конференции.
Данное предложение представляет собой попытку властей в Брюсселе получить больший контроль над сектором, в котором страны ревностно охраняют свой суверенитет, и в котором влиятельные компании по-прежнему доминируют на ряде критически важных рынков.
Г-н Эттингер заявил, что он хотел бы получить право требовать информацию относительно энергетических договоренностей с участием государств-членов Евросоюза и третьих стран до того, как подобные сделки будут заключены. Согласно плану, Еврокомиссия, исполнительный орган ЕС, будет публично высказываться обо всех своих опасениях. Если же эти опасения будут игнорироваться, комиссия сможет подавать иски к странам-членам с требованием изменить условия любых договоров, которые могут поставить под угрозу общую энергетическую безопасность Европейского Союза.
Это предложение потребует одобрения его странам-членами ЕС, а также Европарламентом.
Правительства могут упереться, если крупные нефтяные и газовые компании, стремящиеся получить новые контракты в таких местах, как, например, Ливия, будут настаивать, что предоставление Брюсселю подобной информации поставит под угрозу их переговоры.
Но г-н Эттингер заявил, что он оптимистично настроен по вопросу о вероятном одобрении его инициативы после того, как национальные лидеры в феврале поддержали идею более централизованного управления международными энергетическими сделками. Он также сказал, что Еврокомиссии можно доверять в плане сохранения конфиденциальности в коммерчески чувствительных случаях.
Власти Европейского Союза в прошлом году изо всех сил старались проследить за тем, чтобы Польша и Россия дали другим операторам доступ к газопроводу «Ямал», которым частично владеет Газпром, российский монополист в области экспорта природного газа.
Отношения Европы с Россией в энергетическом секторе давно уже весьма запутаны.
Россия поставляет примерно четверть потребляемого в Европе природного газа. Но в последние годы эти поставки пару раз прерывались из-за споров между Россией и ее соседями, такими как Украина, которые привели к серьезному дефициту газа в некоторых частях Европы глубокой зимой.
Г-н Эттингер сказал, что нет «никаких немедленных опасений» относительно возможных отключений газа грядущей зимой в результате сохранения напряженности между Россией и Украиной.
Но европейские власти продолжают продвигать планы строительства газопровода под названием Nabucco, по которому можно будет поставлять природный газ в Европу из Каспийского региона минуя Россию.
В среду г-н Эттингер повторил свой призыв к правительствам стран Европейского Союза предоставить ему мандат на переговоры о соглашении с Азербайджаном и Туркменией по транскаспийскому трубопроводу. Эта труба должна стать критически важным инструментом в наполнении Nabucco. Но Россия давно пользуется влиянием в Каспийском регионе и тоже хочет получать оттуда природный газ.
Г-н Эттингер также заметил, что он может запросить аналогичные мандаты в будущем в случаях, когда Европейский Союз должен будет полагаться на энергетическую инфраструктуру за пределами блока, как например в случае с Desertec, проектом в области солнечной и ветряной энергетики в Северной Африке.
Desertec – это проект, целью которого является поставка энергии, достаточной для удовлетворения 15% нужд Евросоюза в электричестве, посредством передачи по высоковольтным проводам под Средиземным морем.
Европейские чиновники заявили, что ведение переговоров о контрактах на уровне союза может сделать более легкой задачу гарантирования безопасности инвестиций в проекты в области солнечной энергии в таких странах как Тунис, Ливия, Марокко и Алжир.