Когда Владимир Путин разделил страну на семь округов сразу после того, как стал президентом в мае 2000 года, большинство аналитиков и комментаторов увидели в этом необходимый шаг для укрепления контроля Кремля над регионами.
Одиннадцать лет спустя федеральные округа и представители президента, которые их возглавляют, в целом рассматриваются как бессильные и практически безвластные послушные канцелярские институты.
Сам Путин, который будучи премьер-министром по-прежнему считается первостепенным принимающим решения лицом в стране, подчеркнул это ранее на этой неделе.
На заседании своей партии «Единая Россия» он спросил у Георгия Полтавченко, давно занимавшего пост представителя президента в Центральном федеральном округе (ЦФО), рассматривает ли он свое недавнее назначение на пост губернатора Санкт-Петербурга как повышение или как понижение в должности.
«Владимир Владимирович, для меня это радость», - глубокомысленно ответил Полтавченко, заставив улыбающегося Путина сказать: «Молодец!».
Случай Полтавченко это наглядный пример. Хотя он и бывший офицер КГБ и давний соратник Путина, и уже некоторое время активно ведет блог в Twitter, он особо не выделялся в течение одиннадцати лет, проведенных им на посту полпреда президента. И это справедливо и в отношении большинства других президентских полномочных представителей в федеральных округах России, которые редко мелькали на страницах национальных средств массовой информации.
Примечательно, что у Центрального федерального округа, который охватывает 18 субъектов федерации, включая Москву, до сего дня даже нет своего интернет-сайта.
Аналитики считают, что самым значимым результатом введения этого нового административного деления было разбухание рядов бюрократии. Общее число государственных служащих в стране выросло более чем на полмиллиона человек в период с 2000 по 2009 годы - до 1,67 миллиона, согласно данным официальной статистики.
Вопросы о роли полномочных представителей возникли после того, как президент Дмитрий Медведев во вторник заменил полпреда в Северо-Западном федеральном округе, Илью Клебанова, другим полпредом, ранее возглавлявшим Уральский федеральный округ, Николаем Винниченко, а преемником Полтавченко на посту главы ЦФО назначил начальника управления по внутренней политике в администрации президента Олега Говоруна.
Тот факт, что Винниченко является университетским сокурсником Медведева, а Говорун - выходец из президентской администрации, заставил аналитиков начать спекулировать на тему того, что перестановки представляют собой попытку президента продвинуть близких к нему людей в рамках подготовки к выборам в Государственную Думу в декабре этого года.
И Путин, и Медведев говорили, что они могут выдвинуть свои кандидатуры на президентских выборах в марте 2012 года, что лишь подстегнуло разговоры о том, что они могут даже поконкурировать друг с другом.
Но аналитики, с которыми нам удалось связаться в среду, отметили, что хотя нет никаких близких и неминуемых признаков того, что федеральные округа упразднят, в любом случае у этих институтов слишком мало ресурсов, чтобы получить какой-либо политический вес в будущем.
Александр Кынев, который отслеживает региональную политику в Фонде развития информационной политики (ФРИП), заявил, что цель существования округов давно уже исчезла. «Невозможно объяснить, зачем они нужны сегодня», - сказал он по телефону.
Кынев отметил, что федеральные округа имели смысл как средство контроля за региональными лидерами до того, как Путин отменил прямые выборы губернаторов в 2004 году.
Изначально, объяснил он, было две основных цели: контролировать губернаторов и приводить местные законы в соответствие с федеральным законодательством. Обе эти цели достигнуты, и у представителей президента не осталось практически ничего, кроме мелкой бумажной работы. «Они - генералы без армии», - сказал он.
Но Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты и эксперт по вопросам региональной политики, говорит, что перед полпредами остаются серьезные задачи, даже при том, что первоначальные функции некоторых из федеральных округов стали лишними.
Он сказал, что помимо сбора информации и анализа для Кремля, посланцы президента продолжают осуществлять федеральный контроль над регионами, осуществляя надзор за решениями по персоналу в правоохранительных органах. «Все важные назначения в Министерстве внутренних дел и в прокурорской службе проходят через их фильтр», - сказал он.
Сам Медведев дал понять, что видит определенную роль для полпредов. В 2010 году он представил восьмой федеральный округ на Северном Кавказе, а ранее в этом году предложил образовать девятый - Столичный федеральный округ, который будет состоять из Москвы и некоторых окружающих ее регионов, которые еще не определены.
Но Глазычев предостерег, что оба этих случая не обязательно имеют отношение к усилению позиций полпредов. Авторитет Александра Хлопонина, сказал он, зиждется скорее на том факте, что его сделали заместителем премьер-министра в дополнение к должности полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе.
Он отметил, что введения нового федерального округа в районе вокруг столицы не стоит ожидать скоро, потому что это, возможно, потребует внесения изменений в конституцию. «Это будет очень долгий процесс», - сказал он.
Будущее влияние федеральных округов, как ожидается, будет еще больше зависеть от личности полномочного представителя президента в этом округе, чем от чего бы то ни было еще. «Правильный человек будет осуществлять моральную и политическую власть над губернаторами», - сказал Глазычев.