Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Унизительное давление в трубе

Президент Украины подходит к границе, за которой возможен разрыв газовых контрактов 2009 года с Россией. Но аналитики утверждают: здесь Янукович блефует

© РИА Новости Владимир Родионов / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Д.Медведев принял в сочи президента Украины В.Януковича
Президент РФ Д.Медведев принял в сочи президента Украины В.Януковича
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Он демонстративно пренебрег Им. А уже потом, когда они остались вдвоем, еще и наговорил всяческих плохих слов. И тот второй обиделся настолько, что публично признал сам факт унижения: хотя в среде взрослых ребят не принято обижаться одному на другого перед телекамерами. Тот, который повел себя некорректно, - в выигрыше: среди своих друзей он «крутой», а если кто-то из посторонних возмутится, то он всегда сможет сказать - «А я что? Я - ничего!..»

Он демонстративно пренебрег Им. А уже потом, когда они остались вдвоем, еще и наговорил всяческих плохих слов. И тот второй обиделся настолько, что публично признал сам факт унижения: хотя в среде взрослых ребят не принято обижаться одному на другого перед телекамерами. Тот, который повел себя некорректно, - в выигрыше: среди своих друзей он «крутой», а если кто-то из посторонних возмутится, то он всегда сможет сказать - «А я что? Я - ничего!..» Тот, кого «опустили», должен решить, по крайней мере, для себя - его взяли на традиционное российское «слабо?» и по сценарию он должны дать сдачи или, может, дешевле и спокойнее и в дальнейшем притворяться, что ничего не случилось. Даже если все будут считать его мягко говоря... не первым мальчиком во дворе.

Очередной раунд украино-российских газовых переговоров, на этот раз в Душанбе, не содержал никаких закулисных тайн: ни интриги, ни «второго дна». Впрочем, это станет понятно, когда эта будничность, умноженная на ежедневные потери украинской экономики из-за невыгодных условий газоснабжения, хоть как-то решится: или лопнет, будто созревший нарыв, или каким-то чудом рассосется.
 
«В приемной Янукович? Пять минут, не больше!»

«Вы увидитесь с украинским президентом Виктором Януковичем?» - спросили украинские журналисты российского главу государства Дмитрия Медведева. «Непременно!» - отвернулся от камеры и пошел прочь, полностью игнорируя дальнейший диалог. Потом их пути все-таки пересеклись - в комнате за закрытой дверью. Что именно говорили друг другу стратегические партнеры, которые еще полтора года клялись быть верными друг другу до гробовой доски, осталось неизвестным. Но появление на публике Януковича удивило. «Любое давление в этих вопросах - оно для нас унизительно. И мы не разрешим, чтобы так с нами говорили. Когда идут переговоры, на переговорах все, что угодно бывает, а когда мы выходим в средства массовой информации, нам надо придерживаться чего-то», - простой донецкий мальчик Виктор Федорович говорил то, что думает. То ли имея в виду постоянные «сливы» информации о ходе переговоров, которые по традиции выдает российская сторона, или, может, начало информационной войны, которой выразительно запахло в их СМИ.

«Сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия. Это унижает сегодня не меня лично, а это унижает государство, и я не могу этого допустить», - наш Президент, наверное, в очередной раз намекал на идею, которая уже почти год барражирует во властных коридорах официального Киева - подавать в Стокгольмский арбитраж, требуя разорвать контракт между «Нефтегазом Украины» и «Газпромом». Тот самый, который еще тогда, в 2009 году, назвали наиболее плохим в истории Украины и за инициирование подписания которого уже месяц живет в СИЗО экс-премьер Юлия Тимошенко.

«Переговоры в Душанбе показали, что расписание сил не изменилось: одна сторона, т.е. украинская, и дальше стремится к компромиссу, а вторая еще раз удостоверила свою неизменную позицию. Т.е., ни вправо, ни влево и постоянное требование все новых и новых уступок от партнера», - говорит «УМ» глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.

Ультиматум Москвы: белорусское дежа вю

Предложение России остается неизменным. Или мы вступаем в Таможенный союз, и тогда получаем существенную скидку 200 или даже 150 долларов за тысячу кубометров против нынешних 350 или 400 с начала 2012 года. Или (а лучше - и!) слияние «Нефтегаза» с «Газпромом». Первый вариант плох для отечественной экономики тем, что ущерба он предусматривает гораздо больше, чем прибылей - если не зацикливаться только на газе, а рассматривать и другие области. Опыт Белоруссии, которая ныне теряет миллиарды долларов, - этому яркое свидетельство. Для украинских олигархов Таможенный союз - это угроза, что их бизнес скупит гораздо мощнейший российский капитал.

Потеря «Нефтегаза», а значит ГТС, - это не только «дырка» в госбюджете вследствие того, что деньги за транзит будут оставаться в Москве. Это еще и важный элемент суверенитета, а ныне, когда строительство «Южного потока» ощутимо притормаживает, наша «дырявая труба», как в последнее время стали называть украинский газопровод российские официальные телеканалы, становится на некоторых маршрутах безальтернативным путем поставки топлива западным потребителям. А потому приобретает все большую ценность для РФ. Как работает схема «потеря трубы ценой дешевого газа», показывает опыт Минска: три года, с 2005 по 2008-й, белорусы и в самом деле получали дешевый газ и строили свой социализм, а потом за статус-кво от них начали требовать других уступок. «За скидку» Белоруссия вступила в Таможенный союз, терпя попутные убытки для всей экономики и потеряв элемент влияния в диалоге с Россией. Причем никаких гарантий, что через несколько лет от нее снова не будут требовать очередного акта капитуляции, никто дать не может. Украинская власть видит перед собой пример раздавленного соседа и на неприличные предложения отвечает словом «нет». «Слияния с «Газпромом» не будет», - решительно заявил в Душанбе наш гарант.  Надолго ли хватит у команды Виктора Януковича этой решительности, покажут события уже ближайших недель.

Телесюжетами по Украине пли!

Российское телевидение уже начало упоминать Украину в абсолютно отрицательном контексте. Причем не как раньше: «Ющенко - зло, Янукович - друг», а критические стрелы полетели в крупнейшего до недавнего времени политического союзника. Тот, кто наблюдал за началом операций по давлению на Белоруссию, Грузию и т.п., почти не сомневается: Москва готовится к информационной войне. Похоже, РФ окончательно поверила в намерения Киева оспаривать свой газовый контракт в суде. Киев, похоже, старается убедить «Газпром» в лице Кремля, что он все-таки подаст иск в Стокгольм. Но в это почему-то никто не верит. Практически все отечественные аналитики в сфере газоснабжения утверждают: Янукович блефует!

Основания так считать прозаичны: Украина только говорит, но не делает никаких шагов в этом направлении. Причем говорит уже давно, а подготовительные мероприятия принимает ну очень уж неубедительные. Скажем, недавно власть ни с того ни с сего резко ускорила процесс реформирования НАК «Нефтегаз Украины»: если раньше планировалось начать реформу с 1 января 2012 года, то Президент лично приказал уже до 1 октября 2011-го ее закончить. Что, во-первых, невозможно сделать сугубо технически. А во-вторых, и делать это нет никакого смысла. Премьер Николай Азаров объяснил инициативу просто: вместо «Нефтегаза» горючее будет закупать у «Газпрома» совсем другая структура. Поэтому контракты так или иначе надо будет переоформлять.

«Переоформление контрактов не означает их отмены, - объяснил «УМ» Валерий Боровик. - Соогласно  международному праву, вместо «Нефтегаза» должен быть создан правопреемник, который и будет отвечать за все действия украинской, кстати, государственной, компании».

Все судятся, а мы чего?!

Количество оценок аналитиков на тему «Выиграем мы или проиграем в Стокгольмском арбитраже?», причем полярных и взаимоисключающих, возрастает с каждым днем. «Без сомнения, шансы мы имеем», - говорит член надзорного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук. «Я считаю, что Украина не имеет сильной позиции, - возражает ему британский аналитик Сайман Пирани. - Мы много слышали об альтернативных источниках энергоснабжения, но чтобы реализовать их, требуется время. Считаю, что «Газпром» это прекрасно понимает».

«Никто, ни один специалист не сможет сказать, выиграем мы или нет, - говорит Валерий Боровик. - Мы должны готовиться к процессу и умело подавать аргументы: за время, которое прошло с момента составления контракта, изменились цены, изменились объемы потребления горючего. Правда, и Россия имеет свои аргументы в этом споре: мы не выполняем условия контракта и не добираем весь предусмотренный в нем газ - предусмотренный в договоре принцип «тейк ор пей» («бери или плати») наша власть отменить не смогла. Действительно, в свое время премьер Владимир Путин устно разрешил их не выполнять, но это не было прописано ни в одном документе».

«В сущности говоря, мазут и газойль уже не используются в Европе как топливо замещения, - делает замечание Юрий Корольчук. - Можно прибавить, что мы используем больше угля. Эти факты также надо доказывать». Основанием для оптимизма можно считать успехи европейских фирм, которые подали в суд на «Газпром» и выиграли процесс. «Это и греческая компания «Депа», и итальянская фирма-поставщик», - говорит Боровик. Успеха добились и немецкие компании.

Мнение российской стороны вчера озвучил министр иностранных дел Сергей Лавров: «Мы готовы отстаивать свою позицию в любой международной судебной инстанции». Это, по мнению экспертов, стало четким и понятным ответом Киеву: ваших угроз мы не испугались и будем бороться до последнего...

Мысли

«Если бы своевременно начали, то уже бы год судились!..»

Еще один аргумент «против» судебного процесса: процедура в столице Швеции может длиться до двух лет. И все это время мы вынуждены будем платить по действующим ценам. А идя путем диалога, скидку в цене, дескать, можно получить сразу и немедленно. «Путем каких, извините, договоренностей?! - прокомментировал тезис Валерий Боровик. - Россия не желает идти на никакие уступки, она понимает только силу - силу аргументов или какую-то другую. Да, обычно: судебный процесс может длиться долго. Но наши бесплодные диалоги происходят еще дольше, а если бы мы подали в суд еще год назад, то уже сегодня были бы значительно более близки к решению проблемы. Конечно, подать иск - это билет на войну. Но, к сожалению, другого пути у нас нет. Тезис, что европейские компании лучше чувствуют себя в подобных слушаниях потому, что отстаивают консолидированную позицию ЕС, можно поддерживать только частично. Так, с одной стороны, психологически им легче, они выполняют определенные директивы. Но все же большинство компаний, которые судятся с «Газпромом», - частные. И подавая иск, они рискуют деньгами инвесторов - в случае неудачи. Но все же побеждают! Так что украинской власти надо в конце концов решиться и подать иск: нанять хорошую юридическую компанию, не доверять это дело юристам нефтегазовой структуры, которые имеют свои интересы. Но наша сторона почему-то не способна на такой поступок и продолжает просто терять время».

Перевод: Антон Ефремов