Российский президент Дмитрий Медведев призвал к этнической толерантности, пока националистические настроения растут в преддверии парламентских выборов в декабре.
В речи, с которой Медведев выступил в четверг в Ярославле, недалеко от места авиакатастрофы, произошедшей на этой неделе, президент предупредил, что Россия может последовать за Европой по тропе нарастающей ксенофобии. «Сказываются реакционистские и ультраконсервативные идеи, во многих парламентах представлены около-фашистские партии», – отметил он и добавил, что в некоторых странах звучали и призывы высылать иммигрантов и иначе подавлять некоторые меньшинства.
«Я говорю о некоторых самых продвинутых, развитых и демократичных странах».
Политические дебаты в России очень часто ведутся сквозь призму критики Запада, но очевидно, что комментарии, с которыми Медведев выступил в четверг, были сконцентрированы на местных проблемах. Опросы показывают, что 55-60% россиян поддерживают лозунг «Россия для русских», и есть риск, что национализм может стать новым «центром притяжения» для внутренней политики в преддверии выборов, назначенных на 4 декабря.
Националистические беспорядки в прошлом году вспыхнули после убийства в Москве группой выходцев с Кавказа футбольного фанат, этнического русского. В ходе беспорядков, прокатившихся вслед за этим происшествием по Москве и Санкт-Петербургу, травмы получили десятки человек.
С тех пор основные политические партии стали всячески заигрывать с националистическими посланиями. Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, также являющийся одним из главных членов партии «Единая Россия», заявил в интервью в четверг, что ему нравится идея введения визового режима для бывших советских государств Средней Азии, и что он поддерживает идею введения тестирования уровня владения русским языком для иммигрантов. Средняя Азия является регионом, откуда в Россию тянется огромное количество иммигрантов.
Еще одним признаком того, что главные политические партии чувствуют давление склониться вправо стали разговоры Дмитрия Рогозина, российского посла в НАТО и бывшего лидера националистической партии, о вступлении в неясных очертаний объединение, возглавляемое премьер-министром Владимиром Путиным, известное под названием «Народный фронт». Это объединение могла бы стать поставщиком кандидатов для «Единой России».
Рогозин присоединился к Медведеву и десяткам других российских политиков в рамках Мирового политического форума, проходящего каждый год в Ярославле. В ходе форума президент обычно озвучивает политические идеи, которые, скорее всего, далее будут включены в его ежегодную ноябрьскую речь. В этом году конференцию затмили трагические события – авиакатастрофа, которая унесла жизни практически всех членов российской команды по хоккею.
Рогозин, среди многих других выступавших, предсказывал смерть мультикультурной Европы и России после беспорядков в Лондоне, а также бурный рост ультраправых партий. В своей речи на конференции он отметил, что «толерантность» и «мультикультурализм» в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев или, тем более, их ассимиляцию (как в прошлые века), а на сегрегацию и создание “пятой колонны” Юга, которая не прочь взорвать “безбожный Запад” изнутри.
Рогозин являлся лидером националистической партии «Родина», потом его вытеснили из политики и отправили за границу, в качестве посла в НАТО – это произошло в 2006 году, после того, как по телевидению прошла реклама партии расистского толка.
Аналитики говорят, что по мере того, как политическая культура России смещается вправо, взгляды Рогозина все больше распространяются среди политических верхов. «Взгляды Рогозина не выходят за пределы принятого в российском политическом мейнстриме, – рассказал в четверг Сергей Марков, заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам общественных объединений и религиозных организаций. – Может быть, у него более резкие формулировки, но в общем он выражает то, что волнует многих».
В интервью, которое Рогозин дал сразу после своей речи на форуме, он отметил, что когда его отправили за границу пять лет назад, его позицию считали крайностью, но сейчас «я чувствую, словно моя позиция умереннее, чем у большинства, с кем я тут успел поговорить».
Он добавил что, к примеру, от 50 до 75% россиян симпатизируют идее отсоединения Северного Кавказа от России – предложению, которое некоторые российские политики окрестили «Российским сектором Газа». Однако Рогозин скзал, что выступает против такой меры.
«Меня убрали, но проблема осталась», – добавил он.