Варшава/Киев. Премьер-министра Украины Николая Азарова многие считают неподкупным, но скучным бухгалтером. Именно поэтому произнесенные им в последние дни слова обращают на себя внимание: «Наступит время, когда Украина полностью будет покрывать свои потребности в природном газе». Так в Киеве еще никто не разговаривал. В то время как Россия запускала в эксплуатацию Балтийский трубопровод, а Владимир Путин ликовал по поводу утраты Украиной «эксклюзивного положения» как транзитера, концерн Shell подписал в Киеве соглашение о разведке запасов сланцевого газа. Компания Shell планирует в течение нескольких лет потратить 800 миллионов долларов, прежде всего на востоке Украины, на проведение буровых работ. Вместе с тем правительство в Киеве исходит из того, что добыча сланцевого газа начнется не раньше 2016 года.
До этого времени природный газ, а также трубопровод «Северный поток» будут привлекать к себе большое внимание на востоке Европы, в том числе и на Украине, которая является крупнейшим после Германии покупателем российского газа, а также важнейшей транзитной страной для Евросоюза. В последние месяцы тон в отношениях между Россией и Украиной становился все более резким. И Виктор Янукович также подлил масла в огонь. В интервью газете «Коммерсант» президент Украины заявил, что его страна требует «справедливой цены – немецкой цены» за российский газ минус еще 70 долларов с 1000 кубометров, так как в сравнении с Германией отпадает цена за транзит. Он напомнил о том, что Украина платит исключительно высокую цену, и даже немецкий концерн E.on в августе заявил об обращении в арбитражный суд для того, чтобы, несмотря на существующие долгосрочные контракты с Газпромом, добиться для себя более выгодный цены. Позиция России, по словам Януковича, «абсолютно неприемлема, и, если она не изменится, то мы обратимся в международный арбитражный суд». По его словам, все документы для этого уже подготовлены. «Наша промышленность не может долго выдерживать такую цену», - отметил Янукович.
На это российский президент ответил также с непривычной резкостью и назвал позицию Украины «иждивенчеством». «Если вы хотите получить скидку на газ, то вы должны стать частью интеграционного пространства», - подчеркнул Дмитрий Медведев. Под этим он, судя по всему, имел в виду вступление Украины в Таможенный союз, членами которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В качестве альтернативного варианта могло бы быть только «выгодное для России коммерческое предложение – например, о продаже газотранспортной системы».
Тем временем представители правительства в Киеве почти каждый день делают всякого рода заявления, подчеркивая при этом, что о требуемом Москвой слиянии газовых концернов обеих стран, то есть «Нафтогаза» и Газпрома, не может быть и речи. Глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин уже предусмотрительно заявил, что у его компании имеется достаточно газа в хранилищах для того, чтобы нормально пройти зимний период. Тем не менее наблюдатели считаю возможной газовую войну между двумя странами, как это уже было в 2006 и 2009 годах. Ситуация осложняется еще и тем, что в России в ближайшее время будут проходить две предвыборные кампании, а твердая позиция в отношении иностранных государств нравится избирателям.
Находящееся у власти с 2010 года руководство Украины во главе с президентом Виктором Януковичем уже осознало, как это происходило и с другими командами, что слишком тесная связь с Россией не будет способствовать ни политическому, ни экономическому развитию страны. Поэтому Янукович в недавно опубликованной статье выразил надежду на то, что Украина «в течение следующих десяти лет воссоединится с европейской семьей». Важным шагом в этом направлении является запланированное еще в этом году подписание соглашения об ассоциированном членстве и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. По этому поводу Киев и Брюссель ведут в настоящее время интенсивные переговоры.
Однако сближение с Европой требует признания общих ценностей, а здесь у Украины наметился регресс. Прежде всего выдвинутые против бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко обвинения представляются политически мотивированными придирками, направленными против важнейшей фигуры сегодняшней оппозиции в стране. Тимошенко обвиняется в том, что в 2009 году она подписала газовый договор с Россией, «наносящий ущерб стране». Признание ее виновности может иметь побочный эффект и поставить под сомнение высокую цену на газ. Ожидается, что приговор будет объявлен в ближайшие дни.