Москва - Хозяйственное освоение Арктики может негативно отразиться на окружающей среде. Это признают даже российские чиновники. Однако отказываться от планов добычи нефти и газа на Северном полюсе Россия не намерена.
100 миллиардов тонн - так оценивают условные запасы нефти и газа на Северном полюсе российские эксперты. Как сообщил замдиректора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский, 80 процентов этих запасов находятся на арктическом шельфе. Но Север богат не только углеводородами. Например, здесь очень много биоресурсов, отметил замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков. Между тем начало хозяйственного освоения Арктики может негативно отразиться, например, на экологии. «Регион очень слабо исследован и сегодня следует уделять особое внимание его изучению, особенно в связи с изменением климата, но у нас не хватает сил и средств, чтобы даже вести мониторинг», - заявил Тишков.
Сначала прибыль, потом экология
Вопрос экологической безопасности газо- и нефтедобычи на арктическом шельфе назвала одним из главных заместитель директора департамента государственной политики в области геологии и недропользования Минприроды Дарья Василевская. При детальном изучении оказалось, что «законодательная база по экологической безопасности в России либо слишком мягкая, либо отсутствует», отметила она.
По словам Василевской, специалисты Минприроды подготовили поправки к закону о разработке арктического шельфа, предполагающие, в частности, создание специального фонда, из которого будут поступать деньги на ликвидацию экологических последствий в случае аварий.
На шельфе, сообщила далее представитель Минприроды, постоянно проводится экологическая экспертиза. Дарья Василевская заверила журналистов в том, что в ее ведомстве прислушиваются ко всем замечаниям наблюдателей. Однако экологи Гринпис России, присутствовавшие на пресс-конференции, обратили внимание на то, что проектам была дана только экспертная, а не общественная оценка.
Опасения экологов напрасны?
В ответ начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений «Газпрома» Владимир Вовк заявил, что было сделано все возможное, чтобы избежать аварий на этой установке: «Конструкция - надежная, оборудование - самое современное. Все устроено так, чтобы в море не попало абсолютно ничего, включая продукты жизнедеятельности людей, работающих на вышке».
На замечание экологов ответила и представитель Минприроды. «С моей точки зрения, ставить вопрос о том, что мы охраняем природу и поэтому не работаем на шельфе, неправильно», - отметила Дарья Василевская.
Минприроды за рентабельность
Еще один важный вопрос - рентабельность добычи полезных ископаемых в Арктике. Очевидно, что затраты на разработку месторождений в условиях Крайнего Севера будут выше и, по словам Василевской, нынешние цены на рынке, например на газ, не позволяют покрывать затраты госкомпаниям, занимающихся освоением шельфа. В природоохранном ведомстве выступили за введение налогового послабления для компаний, которые будут работать на арктическом шельфе.
Всерьез обсуждается и вопрос о допуске к месторождениям на Севере большего числа компаний. Минприроды и Минэнерго устранили противоречия в законе, касающиеся доступа «дочек» госкорпораций и компаний, имеющих зарубежный опыт работы на шельфе. Эти противоречия мешали им присоединиться к реализации проектов в российской акватории.
После принятия поправок получить лицензию на геологическое изучение участков шельфа компании смогут вне зависимости от размера государственного участия. Но лицензию на добычу могут получить по-прежнему лишь компании с государственным участием свыше 50 процентов, отметила представитель Минприроды.
Золотое дно северных морей
Пока же разработкой северных месторождений продолжает активно заниматься «Газпром». Добыча на Приразломном месторождении может через шесть лет составить 6,6 миллиона тонн нефти, сообщил Владимир Вовк. В настоящий момент, по словам Василия Богоявленского, буровая ледостойкая платформа для добычи нефти «Приразломная» «уже вышла на точку, где будет закреплена». Планируется, что в конце 2011 года она даст первую тонну нефти.