В России зарегистрировано 600 британских компаний. Для сравнения - немецких компаний в России 4600.
Причем эти 600 компаний приносят больше инвестиций в российскую экономику, чем все немецкие.
Причина, по которой британский бизнес столь неохотно идет в Россию, не только ставшие притчей во языцех коррупция и бюрократия.
«Если вы с самого первого рабочего дня дадите хотя бы 1000 рублей мелкому служащему, чтобы он ваше заявление рассмотрел в первую очередь, то вы погрязнете во взятках и без них работать уже не сможете, - сказал представитель одной британской компании. - Так что коррупция в России - это всегда дело выбора».
Одних больше всего пугает непредсказуемость работы в России. Другие отказываются еще на стадии выбора потенциального рынка.
«Я дома как ни включу телевизор или как газету ни открою, а там про Россию только плохое пишут. Мне не то что как бизнесмену, мне даже как туристу в Москву приезжать не хочется», - рассказал представитель другой британской компании.
В массе своей потенциальные инвесторы будут смотреть на степень вмешательства власти в бизнес и бюрократизацию, а также на то, существует ли верховенство закона, каков уровень личной безопасности и степень коррупции, говорит управляющий партнер KPMG в России и СНГ Эндрю Крэнстон.
Приоритетной индустрией для британского бизнеса была, есть и будет российская энергетика: если вы крупнейшая нефтяная или газовая компания, вы должны быть в России. Риски от работы в России высоки, и только прибыль, полученная от работы в «нефтянке», оправдывает затраченные силы.
Во всех остальных отраслях: от розничного рынка до банковской сферы, - соотношение «риск-прибыль» работает не в пользу российского рынка, и по привлекательности он стоит ниже Китая и Индии, отмечает директор по России российско-британской торговой палаты Крис Гилберт.
Пришли и ушли
В 2011 году британский банк Barclays объявил, что закрывает розничный и корпоративный бизнес в России, оставляя только инвестиционное подразделение. Потери банка составили полмиллиарда долларов.
Руководство говорило, что решение закрыть часть операций было принято в виду «рефокусировки стратегии группы. С точки зрения платформы в ней не нашлось места для развития розницы».
Эксперты объясняли, что британскому банку было сложно работать в России из-за конкуренции со стороны государственных банков. В рейтинге banki.ru в пятерке крупнейших по активам банков ни одного частного.
По данным на август российское подразделение Barclays в этом рейтинге находилось на 120-м месте.
Проблемы с климатом и персоналом
Всего за несколько месяцев до решения сократить свое присутствие на российском рынке председатель правления Barclays Bank в России Николай Цехомский говорил в интервью Би-би-си, что по сравнению со многими другими развивающимися странами Россия для Barclays - привлекательный рынок.
«В Индии, если иностранный банк хочет выйти в новый город, то он может сделать только один раз в год. После этого он должен ждать еще год новой возможности. Но если в один год тебе дают интересный регион, то в следующий год тебе, скорее всего, дадут неинтересный регион»,- объяснял Цехомский.
«В Эмиратах, чтобы открыть подразделение, можно прождать годы и в результате не получить такого разрешения вообще. Китай - практически закрытый рынок, там практически невозможно получить лицензию на работу с юанем. В России этих препон нет», - напоминал Николай Цехомский.
В России более «качественные» заемщики по сравнению с теми, что обращаются за кредитами в банки в Индии или Пакистане, говорит эксперт. Более того, в России большой рынок среднего и малого бизнеса, который, правда, пока в основном работает по серым схемам.
Но при этом британские банки «особого аппетита» к России пока не имеют.
«Законодательных препон, которые мешали бы иностранным банкам выходить на российский рынок нет, есть другие проблемы: коррупция, не очень хороший и правильный PR России за рубежом, проблема с квалифицированным персоналом на этом рынке, а также тем персоналом, который готов ехать на этот рынок, - объяснил Николай Цехомский. - Есть в принципе проблемы с качеством жизни, начиная от московских пробок и заканчивая тем, с чем мы бороться не можем - московской зимой и теперь уже московским летом».
Летом 2011 года прекратил розничный бизнес в России еще один британский банк - HSBC.
Кроме доминирования со стороны госбанков иностранным банкам также мешает консолидация в банковском секторе.
В 2011 году «Росбанк» объединился с BSGV, в 2010 - «Уралсиб» - с «Уралсиб-Юг» и «Стройинвестбанком». До конца 2011 года ВТБ завершит консолидацию 75% акций Банка Москвы.
Пришли и остались
За полторы недели до визита британского премьер-министра в Россию, один из крупнейших британских инвесторов в российскую экономику - компания BP - подверглась, по ее собственному утверждению, давлению.
Накануне визита Дэвида Кэмерона в Москву британские газеты написали, что в ходе встречи британского премьера с российским, возможно, будет обсуждаться вопрос BP.
Для BP Россия - один из самых привлекательных рынков в мире. На консорциум ТНК-BP приходится около трети всей добычи нефти BP в мире. И когда в 2010 году BP предъявили миллионные счета за разлив нефти в Мексиканском заливе, компания не стала продавать свою часть в ТНК-BP, чтобы по этим счетам заплатить.
Контрольный пакет в совместных проектах почти всегда принадлежит российским государственным компаниям, что тоже не нравится западным партнерам.
В последней крупной трансграничной сделке между «Роснефтью» и американской Exxon Mobil, например, российская госкомпания получила 66% в совместном предприятии.
Однако это стратегическая отрасль, и нежелание пускать в нее иностранцев понятно, говорят эксперты.
«По сравнению с другими странами с богатой ресурсной базой, в России власти еще очень многое разрешают иностранным нефтяным и газовым концернам, - сказал представитель одной британской компании. - В Саудовской Аравией иностранным компаниям еще сложнее получить доступ к ресурсам».
Представитель одной крупной западной нефтяной компании однажды в неофициальном разговоре сказал мне: «Да, в России всегда есть шанс, что контракт пересмотрят, условия поменяются не в нашу пользу, но ресурсная база (а значит и возможная прибыль) настолько велика, что все будут продолжать рисковать, несмотря на все неудачные примеры».
Лучше, чем в Китае
Чтобы в Россию приходили британские компании, нужна «перезагрузка», говорит Эндрю Крэнстон, управляющий партнер KPMG в России и СНГ.
«Укрепление политического диалога всегда имеет отклик в бизнес-среде, как, например, это было с Обамой и «перезагрузкой», - говорит Эндрю Крэнстон. - В России проходят крупные экономические мероприятия, но много ли британских бизнесменов и политиков вы на них видите?»
Россия для британского (а также американского, итальянского и немецкого) бизнеса не самый приоритетный рынок. Однако в сравнении со многими другими развивающимися рынками Россия выигрывает.
Слабая защита прав интеллектуальной собственности для многих иностранных инвесторов оказывается серьезным препятствием для выхода на российский рынок.
Однажды я была свидетельницей разговора двух американских бизнесменов, один из которых был в Москве один раз - в 90-х, а другой постоянно ездит по делам в Россию.
«Я помню, в Москве была одна улица, на которой продавались пиратские диски», - сказал тот, что был в России лишь однажды.
«Что, только одна? Значит раньше пиратов было меньше», - воскликнул второй.
При этом в России авторские права защищены лучше, чем в Индии или Китае, говорит представитель одной британской компании, попросивший не называть его по имени.
«Вы можете перевести производство в Китай, потому что там дешевле, но уже через пару недель китайцы скопируют вашу продукцию и будут продавать под своим названием», - говорит он.
Россия изменилась к худшему
Для многих корпораций Индия или Китай могут быть более интересными рынками, чем Россия, хотя бы из-за численности населения. Однако в Индии и Китае средний класс беднее, чем в России, поэтому многим производителям потребительских товаров сложно работать на этих рынках.
По паритету покупательной способности, Россия стоит на 51 месте, Китай - на 93, Индия - на 172.
Для британской компании Topshop, которая продает недорогую одежду, Россия является одним из самых привлекательных рынков, рассказывает директор по продажам «БНС Партнерс Груп» Ирина Осянина. Ее компания вывела Topshop на российский рынок.
«Рынок изменился к худшему: Россия долгое время была привлекательным рынком для мировых брендов, теперь это больше не легкие деньги, - говорит Ирина Осянина. - Усилилась не только конкуренция между брендами, но и конкуренция между ритейлом и другими сферами, где можно потратить деньги».
«Людям нравится хорошо отдыхать и покупать товары в кредит. Многие предпочитают вместо нового костюма купить холодильник, потому что стоимость костюма - это ровно первый взнос на стоимость холодильника,» - добавляет она.
Не пришли
Накануне 2010 года ряд западных фондов прогнозировали, что Россия станет самым привлекательным рынком среди остальных развивающихся рынков: акции российских компаний недооценены, в России самое большое население в Европе, а средняя зарплата в России составляет около 750 долларов.
Руководитель магазина Castorama (гипермаркеты товаров для дома и ремонта) однажды сказал: «Если бы я мог, я бы открывал по магазину в неделю, и они все были бы заполнены покупателями».
Однако факты говорят о другом. Среди развивающихся рынков самым интересным для розничного рынка, например, является Китай. По присутствию международных сетей в мире лидирует Великобритания.
Без Harvey Nichols и Tesco
Новых игроков может испугать низкий доход населения, говорит генеральный директор «Магазин магазинов» Анна Ширяева.
В России нет супермаркетов британской Tesco несмотря на то, что первые упоминания о его выходе в Россию в прессе появлялись еще в 2007 году.
Несмотря на долгие переговоры не дошел до Москвы и Harvey Nichols - крупный магазин, в котором продают исключительно дорогие марки.
Нет в России и популярного в Великобритании универмага John Lewis, в котором продаются все мыслимые товары: от детской обуви и дизайнерских сумок до покрывал и светильников.
Какая коррупция?
Однако, как отмечает Анна Ширяева, у России, как у любого большого рынка есть преимущество - он не насыщен, поэтому в него «не страшно идти».
«Выручка ритейлера растет, если при низких доходах населения доступно мало площадей», - объясняет Анна Ширяева.
Это правило больше распространяется на регионы, чем на крупные города, говорит директор по продажам «БНС Партнерс Груп» Ирина Осянина. Однако через несколько лет и там будет переизбыток торговых площадей, при том, что покупательная способность населения не изменится.
В Москве дорогая аренда помещения, но зато высокие продажи из-за высокого среднего дохода населения.
Ставки на аренду в Москве (одном из самых дорогих городов в мире) почти в два раза ниже, чем в Лондоне. По данным «Магазин магазинов», например, в российской столице в центре средняя стоимость аренды квадратного метра - 3000 долларов в год, в британской - 5000 долларов.
«Проблемы коррупции в ритейле нет, если ты не хочешь преференций», - отмечает Анна Ширяева.
Коррупция возникает там, где есть взаимоотношения с властью, отмечают несколько экспертов, а в розничной торговле этого нет.