29 мая 2011 г. после операции на легких в Москве скончался теперь уже бывший руководитель Абхазии С. Багапш. Результаты досрочных президентских выборов, состоявшихся в республике 26 августа этого года, никого не удивили. Победу на них одержал три месяца исполнявший обязанности главы государства вицепрезидент страны А. Анкваб, который получил почти 55% голосов избирателей. Его соперниками были премьер Абхазии С. Шамба и лидер местной оппозиции Р. Хаджимба. Однако политические взгляды этих трех ветеранов борьбы республики за независимость от Грузии практически совпадают. Как написала The New York Times: «Кто бы не выиграл выборы, он будут обязан Москве».
Грузия их разумеется не признала как нарушения своего суверенитета в условиях оккупации. В то же время многие жители Абхазии не могли проголосовать, так как в результате абхазско-грузинского конфликта были вынуждены покинуть свои дома.
Третий президент сепаратистской республики – юрист, высказывающийся за близкие отношения с Россией, борющийся с коррупцией, а также отличающийся жесткостью и нежеланием общаться с прессой. В 1992-1993 годах, занимая пост министра внутренних Абхазии, он получил звание полковника милиции. Позже ушел в оппозицию и поселился в Москве, где стал бизнесменом и начал активно поддерживать абхазское искусство. Вернувшись в Сухуми, А. Анкваб возглавил оппозиционное движение «Aitaira» («Возрождение»), однако согласился стать членом правительства С. Багапша и с 2005 по 2009 г. даже занимал пост премьер-министра. На него пять раз покушались, и два раза он был ранен. При этом ни одно покушение не было раскрыто.
Свое странное отчество Александр Золотинскович Анкваб унаследовал от инженера русского происхождения Золотинского, который в начале XX в. руководил строительством первой региональной железной дороги. Поэтому неудивительно, что во время своей предвыборной кампании он заявлял: «Россия была и останется стратегическим партнером Абхазии по всем направлениям».
В первые дни после выборов победителя поздравил лишь одни лидер – президент Российской Федерации Д. Медведев. Хотя Москва больше поддерживала С. Шамбу (видимо, опасаясь жесткого и непредсказуемого характера А. Анкваба), большой разницы между конкурентами нет.
Независимость от Грузии Абхазия объявила еще в 1990 г., однако публично заявила о ней только 23 июня 1992 г. Частью Грузии этот регион был с XI в., а когда грузинское царство распалось, было создано Абхазское княжество, которое в 1810 г. наряду с Имеретинским царством вошло в состав царской России. После ленинской Октябрьской революции Грузия, а вместе с ней и Абхазия оказались в СССР.
Сегодня население Абхазии составляет около четверти миллиона человек. Площадь занимаемой республикой территории – примерно 8600 кв. км. Независимость Абхазии на данный момент признали лишь Россия, Никарагуа, Венесуэла, островное государство-карлик Науру и палестинское движение «Хамас»… Однако сути дела это не меняет: Абхазия в любом случае полностью зависит от России.
Тем не менее нельзя сказать, что все жители страны (даже имеющие российское гражданство) поддержал ставленника Москвы. «TheNewYorkTimes» в этой связи отмечает, что абхазы стоят перед сложным выбором: с одной стороны им нужно сохранить хорошие отношения с Россией, а с другой – избежать аннексии. Данная ситуация напоминает систему советского «патронажа»: с конца 2008 г. Россия контролирует связь Абхазии с внешним миром, а россияне скупают абхазскую недвижимость.
Сухуми пока не идет на изменение закона, в соответствии с которым иностранцам (в том числе россиянам) не разрешается приватизировать бывшие правительственные виллы И. Сталина, Н. Хрущева и М. Горбачева. За это Москва требует объяснить, как были использованы 362 миллиона долларов, выделенных на развитие абхазской инфраструктуры.
В то же время Россия уже на протяжении трех лет наращивает свое военное присутствие в республике. К слову, в конце августа этого года Д. Медведев направил на ратификацию в Думу договор с Абхазией о создании на ее территории объединенной военной базы (соответствующий документ 17 февраля 2010 г. был подписан президентами двух стран). Официальное открытие этой базы позволит российским военным легально пользоваться уже созданными в Абхазии российскими военными объектами и заняться их модернизацией (сегодня штаб российской группировки дислоцируется в Гудаути, и ее численность уже составляет 1700 человек).