Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война и миф

В шуме вокруг газовой войны теряются настоящие корни энергозависмости Украины: нежелание олигархов модернизировать свои предприятия и надежды на теневые договоренности с Россией

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкПродолжается строительство газопровода от ГРС на остров Русский
Продолжается строительство газопровода от ГРС на остров Русский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские и российские официальные чиновники старательно озвучивают роли в спектакле, который получил название «газовая война». При этом, за словами и жестами просматривается взаимное разочарование. Украинская власть не ожидала жесткой позиции России в вопросе цены на газ.

Украинские и российские официальные чиновники старательно озвучивают роли в спектакле, который получил название «газовая война». При этом, за словами и жестами просматривается взаимное разочарование. Украинская власть не ожидала жесткой позиции России в вопросе цены на газ. Похоже, регионалы убедили себя, что их пребывание у руля в государстве - уже достаточная ценность для Кремля, чтобы идти на уступки. Со своей стороны, россияне недооценили мотивацию Януковича и Ко самим распоряжаться ресурсами подвластной страны - без передачи суверенитета над ними органам, в которых свыше 2/3 голосов принадлежит РФ (как в Таможенном союзе).

Однако было бы упрощением говорить о том, что «война» между Россией и Украиной неминуема, а власть жестко отстаивает национальные интересы.

Обмен приветствиями

29 августа Николай Азаров сообщил, что предупредил Владимира Путина: «Вы загоняете нас в угол, из которого мы имеем лишь один выход - разрыв контракта». Последний предусматривает, что когда какая-то со сторон заявит, что обстоятельства на рынке существенным образом изменились и цена не отвечает рыночной стоимости, то начинаются переговоры. Если письменная договоренность о ее пересмотре не будет достигнута на протяжении трех месяцев, каждая из них имеет право передать дело в Стокгольмский арбитраж.

Позднее было объявлено и о возможном радикальном механизме - ликвидации «Нафтогаза» и создании на его основе трех отдельных компаний: транзитной, сбытовой и добывающей, как это предусмотрено Третьим энергетическим пакетом ЕС. 2 сентября Виктор Янукович поручил правительству до 1 октября представить на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о внесении изменений в законодательные акты относительно реформирования НАК «в связи с присоединением Украины к Энергетическому сообществу и необходимостью адаптации ее законодательства к законодательству ЕС», правда, через два с половиной года после подписания Брюссельской декларации, где предполагались такие шаги, и через полтора после взятия на себя соответствующих обязательств в пределах присоединения к Энергетическому сообществу.

Однако проблема украинской стороны в газовом противостоянии с Москвой в том, что там сформировалась абсолютная уверенность: режим Януковича блефует и объективно не способен избавиться от газовой зависимости от России. В частности, глава российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов, признал, что если Киев существенным образом уменьшит импорт российского газа у Газпрома, то возникнут серьезные проблемы: «Эти заявления - типичный прием украинской власти. Когда у нас переговоры о стоимости газа заходят в тупик, Украина обязательно озвучивает идею, что «ваш газ нам не нужен». Наверное, она считает, что это эффективный способ давления на РФ, но в действительности отказаться от его поставок не может».

Именно поэтому российская сторона демонстрирует решительность ломать Украину «через колено» (заявления о необходимости выполнять взятые прежде договоренности, о «блефе» Киева, категоричность в вопросе «полного» вступления Украины в Таможенный союз и неприемлемость любых других форматов). 31 августа Дмитрий Медведев вообще назвал проблему предельно прямо, обвинив украинскую сторону в «иждивенчестве». А премьер Путин, открывая «Северный поток», повторил свою обычную мантру про освобождение от «диктата транзитных стран».

Еще жестче разрешили себе высказываться более мелкие российские чиновники. В частности, Алексей Миллер заявил о том, что НАК может быть реорганизована только одним образом - путем ее включения в состав Газпрома, иначе будет проводиться целенаправленная политика доведения компании до банкротства: «В любом случае «Нафтогаз» будет оплачивать поставки из расчета не менее чем 33 миллиардов куб.  метров голубого топлива. Таковы условия «бери или плати» по действующему контракту». А упомянутый уже Константин Симонов предостерег, что Украина будет «обязана уплатить недополученный газ и еще штрафные санкции... в размере до 300% его стоимости. Таков газовый бизнес».

В дополнение к обмену заявлениями российская сторона «включила ящик». На тамошних каналах, включая «Первый», зазвучала жесткая критика в адрес Януковича. Припомнили все: и невыполненные обещания относительно русификации Украины, и отказ от Таможенного союза и интеграции газотранспортных систем...

Вниманию Европы

Украинская власть заявляет, что надеется на переговоры. Несмотря на возрастающий градус заявлений, 6 сентября «Нафтогаз» сообщил, что уплатил $487 миллионов за поставленный в августе российский газ. Хотя в ІІІ квартале в этом году цена на него возрастет до $354, а в ІV - до $388 за тыс. м3, о намерениях прекратить выполнение соглашения НАК не сообщает.

И Банковая, и Кремль стараются показать себя образцовыми исполнителями международного права в глазах третьей стороны «газового треугольника» - стран ЕС, которые являются основным потребителем российского газа. Если дойдет до отказа от выполнения контракта, именно от позиции ЕС будет зависеть, кто выиграет в споре. Во время прошлых обострений газового вопроса - и в 2006-м, и в 2009-м - власть Украины и России добивалась согласия (его качество - отдельный вопрос) без вмешательства Евросоюза. Однако опыт 2009 года показал: РФ исправно использует свои рычаги влияния на общественное мнение (а затем и политиков) в странах ЕС - от распространения информации, что именно из-за Украины возникает угроза «холодных труб» без российского газа, до выступлений пророссийских спикеров с призывами относительно санкций против нашего государства.

В этом году украинская власть во внутренней политике сделала все, чтобы настроить европейские столицы против себя. Хотя и до этого только ленивый не называл процессы против оппозиции политическими, арест Юлии Тимошенко стал последней каплей: тон обращений к нашему руководству потерял значительную часть дипломатичности. МИД Франции даже поставило вопросы о целесообразности подписания соглашения об ассоциации в случае, если политические процессы не будут прекращены. Разделяя негодование европейцев, нельзя, впрочем, забывать о другом: лишение Украины перспективы вступления в ЕС получит эффект, противоположный желаемому. Ведь у Киева исчезнет формальный повод придерживаться европейских норм. У отечественных олигархов, в свою очередь, может возникнуть соблазн «продать все и покинуть эту безнадежную страну» вместо того, чтобы продолжать игру против своих российских аналогов, надеясь вместе с тем быть принятым в клуб богатеев европейских.

Лакмусовой бумажкой относительно мнения европейских политиков будет обсуждение перспектив подписания с нашим государством соглашений об ассоциации и о зоне свободной торговли, которое можно ожидать 12 сентября в Европарламенте. Подготовленный проект резолюции, который попал в наши СМИ, призывает ЕС ускорить составление и ратификацию соответствующих документов. Однако готовился он в июле, до ареста Тимошенко. И обсуждение может быть бурным.

Вопрос ребром


Проблема Украины в том, что к очередной «войне» она снова пришла неготовой. Известно, что войны выигрываются столько победой, сколько системностью. А последней как раз недостает, потому что  структуры принятия решений у нас весьма зависимы от краткосрочных интересов олигархов.

Доходит до парадоксов. Азаров заявляет о том, что строительство терминала для сжиженного газа стартует в начале следующего года, а Нацкомиссия по нацпроектам Каськова рапортует о «периоде ТЕО», который будет длиться пять месяцев. В последнее верится больше: разные группы интересов до сих пор соревнуются, кто же получит под контроль «новые газовые ворота» - Клюев или Фирташ (точнее, структуры, которые связывают с ними). Такие вопросы возникают и при привлечении инвестиций в добычу в Украине голубого топлива и его заменителей - «неконвенционных» углеводородов, в частности сланцевого газа и шахтного метана. В итоге такие подковерные игры отпугивают инвесторов и затягивают во времени разведку и добычу ископаемых, которые и без того будут длиться не один год.

Другой вопрос - собственно эффективность системы принятия решений. Конечно, подбор советников - это ответственность власти, но удивительно слышать о «перспективах газовой войны», зная, что с Администрацией президента работают граждане Российской Федерации или лица, которые гордятся работой на «сближение Украины и России». Например, Игорь Шувалов в одном из интервью отмечал свою роль в подсказывании, как то или другое решение будет воспринято в России. Странным образом обошли вопрос относительно газовых дел советника президента Андрея Портнова, который в 2009 году вместе с Тимошенко работал над соответствующими соглашениями, а ныне связывается обозревателями с неожиданным решением об аресте экс-премьерши.

Вообще целый ряд факторов будет ограничивать маневр украинской власти: почти полуторагодовое небрежение заложенными в Брюссельской декларации 2009 года возможностями «европеизации» газового рынка, которая бы однозначно ослабила позиции Газпрома; ее замена политикой расплаты за газ «уступками» государственным суверенитетом и стратегическими объектами; очевидная для Москвы потеря Банковой потенциальных союзников в среде украинского политикума и поддержки в обществе, которое в ее глазах ставит под сомнение способность нынешнего режима выдержать возможную газовую войну; охлаждение отношений с Западом.

Затем вместо «многовекторного балансирования» между «вашими и нашими» Януковича может ожидать судьба Лукашенко, который в критический момент фактически оказался «между молотом и наковальней». С одной стороны, «белорусский сценарий» означает путь через Таможенный союз и сдачу ГТС к потере суверенитета, а за ним и власти. С другой - подготовка к «войне» с Россией кажется скорее мифом, с помощью которого власть старается восстановить поддержку хоть части населения. Ведь внутренние разногласия между группами влияния в ней и общее состояние системы принятия решений делают эффективное объединение дипломатических, информационных, организационных и экономических шагов, в чем нуждалась в бы успешная кампания относительно изменения соглашений, сверхсложной задачей. Особенно учитывая  количество симпатизирующих России (если не больше) в рядах вельмож. В этих условиях остается «медленный», но единственно правильный путь: пережив шок повышения цен на энергоносители (как сделала это Западная Европа в 1970-х и Восточная - в 1990-х), снижать энергопотребление экономики, расширять национальную добычу энергоносителей и привлекать альтернативные источники энергии. Начинать движение в этом направлении надо было позавчера. Возможно, критический рост цены на газ заставит украинскую власть и олигархов сделать это по крайней мере завтра.

«Второй фронт»


Аналогичные украинским требования относительно пересмотра цен и объемов по снабжению газом выдвигают и в некоторых случаях получают желаемое ряд европейских потребителей российского газа. В частности, в конце августа директор греческой газовой корпорации DEPA по закупкам газа Леонидас Драгатакис сообщил, что в июле 2011 года успешно завершились переговоры об уменьшении до «удовлетворительного» уровня объемов (70% от обусловленных 3 миллиарда куб. метров) поставок и цен на российский газ в пределах долгосрочного соглашения с Газпромом. В конце июля ценовых уступок от Газпрома добилась итальянская компания Edіson.

Настоящая газовая война идет между Газпромом и одним из его крупнейших европейских газовых партнеров E.On Ruhrgas, который уже перенес решение конфликта в арбитражный суд. Последний хочет скорректировать контрактные цены до уровней, которые отображают спотовые цены на голубое топливо в Европе.

31 августа вице-президент польской PGNі Радослав Дудзинский заявил, что компания и дальше будет добиваться от Газпрома снижения цены (закупает около 9 миллиардов куб. метров), переговоры о чем продолжаются еще с февраля текущего года, и в случае надобности также обратится в арбитражный суд.

Еще в 2010-м - на начало 2011-го российский газовый монополист договорился о пересмотре соглашений с: E.On Ruhrgas, WІEH, WІNGAS, RWE (Германия), GDF - Suez (Франция), ENІ, ERG, Sіnergіo Іtalіano, PremіumGas (Италия), GWH Gashandel Gmb, EconGas (Австрия), Gasтеrra (Нидерланды), EGL (транснациональная, сбыт газа в различных странах Европы), SPP (Словакия).  Однако во всех этих примерах фигурируют компании и рассматриваются экономические споры. Вместе с тем в отношениях Украины и России  - большая доля политики.

Перевод: Антон Ефремов