Москва – Российскую космонавтику преследуют проблемы. За последний год она столкнулась уже с четвертым чрезвычайным происшествием во время старта своих ракет.
Последнее происшествие случилось недавно. Двадцать четвертого августа грузовой корабль «Прогресс», который должен был доставить для экипажа МКС запас продуктов и воздуха, не смог отделиться от ракеты-носителя «Союз».
Часть корабля сгорела в атмосфере, обломки упали на Землю, на территорию республики Алтай.
Авария не подвергла опасности космонавтов на станции. В крайнем случае, они могут вернуться на родную планету в модуле «Союз». Гораздо больший удар был нанесен по репутации российской космической промышленности. Отрасль, которая когда-то принесла Москве славу и признание всего мира, оказалась в кризисе.
«Было бы преждевременно говорить о том, что недавний инцидент с ракетой «Союз» обнажил упадок нашей космонавтики. Он, скорее, показал системный кризис, который в настоящее время переживает космонавтика», - сказал Aktuálně.cz специалист по российской космической программе и член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш.
Без людей и задач
Серия неудач при этом не является доказательством ненадежности российской техники, качество которой Караш не даст в обиду. «Союз», он считает, все еще самый надежный ракета-носитель.
Российская космическая промышленность, отмечает Караш, страдает от нехватки высококвалифицированных профессионалов (проблема для всех предприятий) и от отсутствия новых задач.
«Космонавтика больше не привлекает выпускников технических университетов. Не привлекает, потому что здесь у них нет пространства для творчества. Ракеты «Союз» производят уже 54 года, комические корабли «Союз» - 44 года. Носители «Протон» тоже летают более 40 лет, грузовые корабли «Прогресс» - с 1978 года. Это безнадежно устаревшая техника, для производства которой не требуются творчество и талант», - посетовал Караш.
Именно из-за того, что через 50 лет монтаж ракет начинает напоминать механический конвейер, рано или поздно и даже на надежной, испытанной, но старой технике должны появиться дефекты, считает специалист.
Его слова подтверждает и последняя информация о расследовании августовской аварии «Прогресса». По данным российского агентства «Интерфакс», аварию, скорее всего, мог вызвать дефект, возникший при производстве двигателя ракеты-носителя.
С кризисом справится только Марс
Эксперт считает, что преодолеть этот кризис можно только с помощью новых проектов, цель которых будет дальше от Земли. Это может быть, например, пилотируемый полет на Марс, который мог бы оживить отрасль, а одновременно и всю российскую промышленность.
«Полет на Марс не обойдется без нового двигателя, системы обеспечения условий для жизни экипажа, системы коммуникации или защиты от радиации. Эти задачи послужат импульсом для нашей атомной энергетики, электроники и машиностроения», - считает Караш.
Космонавтика в этом отношении могла бы стать ключевым игроком на инновационном поле российской промышленности, о котором так часто говорит президент Дмитрий Медведев. Как и во времена Советского Союза, космонавтика могла бы стать двигателем развития хай-тек сектора.
Но пока, считает специалист, все не так: «Сегодня российская космонавтика не создает новую технику и даже не повышает престиж государства так, как при Советском Союзе. Наоборот, она отражает стагнацию науки и техники в нашей стране».
Для Караша загадка, почему российские власти, в отличие от Соединенных Штатов, не заинтересованы в том, чтобы сделать научный прогресс более интенсивным. По мнению эксперта, Россия все еще великая нефтяная держава, но она постепенно теряет положение державы научной.
«Если мы будем продолжать по-прежнему просто улучшать космические корабли «Союз», скоро вместо «Жигулей» мы будем ездить на паровых машинах», - заключает он.
Кризис есть, но Марс еще далеко
Симптомы кризиса, о которых упоминает Юрий Караш, у российской космонавтики проявляются уже несколько лет. В 2008 году Министерство экономического развития РФ опубликовало статистику, согласно которой производительность труда в космической промышленности России более чем в 30 раз ниже, чем в Америке.
О стагнации российской космонавтики уже предупреждала и федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы. Этот стратегический документ в 2005 году показал, что Россия в сфере космоса ограничила свою деятельность перевозом грузов и космонавтов на Международную космическую станцию.
«Возникшая ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в близких областях науки и техники», - говорится в документе, написанном шесть лет назад.
Россия, тем не менее, в далекий космос собирается. Как заявил в середине июня этого года глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин, в настоящее время его ведомство планирует два ключевых проекта. Одним из них должен быть полет на Марс.
Еще в апреле его предшественник Анатолий Перминов заявил, что космический корабль для полета на Марс будет создан не раньше 2025 года. Сам полет, по его словам, возможно будет реализовать еще только через десять лет.