В Армении предпочитают не замечать WikiLeaks, закрывая глаза и уши. Армянские чиновники говорят, что WikiLeaks – это несерьезно, это вообще не официальная информация, поэтому не стоит на нее реагировать. При этом, они не опровергают сведения, обнародованные на сайте. А они дают весьма интересную картину.
Вторая большая партия документов, касающихся Армении, предельно персонифицирована. Если раньше говорилось в общем о царящих в Армении нравах, то теперь дается полная анатомия ситуации в Армении. Причем, по депешам WikiLeaks можно отметить главные болевые точки.
Прежде всего, это отношения Армении с Россией и США. Определенные документы утверждают (и их пока никто не опроверг), что приближенный к Сержу Саргсяну армянский бизнесмен Михаил Багдасаров говорил послу США Мари Йованович, что в армяно-турецких вопросах Россия явно на стороне Турции. О том, что армяно-турецкая нормализация за счет Карабаха – российский проект, говорили многие эксперты, но на официальном уровне не заявлялось о том, что Россия занимает протурецкую позицию. Наоборот, делались многочисленные реверансы в сторону России, и был продлен срок дислокации российской военной базы в Армении. Но, как выяснилось, армянская элита все прекрасно понимала, и, чтобы спастись от этого проекта, призывала США поддержать президента Саргсяна.
Приведен также вопиющий факт о том, как на дом посла Украины было совершено нападение после того, как тот отказался, вопреки убедительной просьбе армянских властей, отменить мероприятия, посвященные Голодомору, в день, когда президент России Дмитрий Медведев должен был посетить Армению с первым государственным визитом. Послу позвонили из МИД и попросили отложить мероприятие. Он отказался, и вскоре неизвестные вторглись в его дом, испортили имущество, но ничего не украли.
Второй большой срез, который проявляется в депешах – отношения между Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном. Как выясняется, сотрудники американского посольства считают, что Кочарян может «приступить к делу в любой момент». Да он и не терял рычагов давления на Саргсяна. Более того, зять и помощник Саргсяна Микаел Минасян даже тайно встретился с сотрудниками посольства США в 2008 году и попросил поддержать Саргсяна. «Кочарян – «сильный» президент, он пока работает, и влияние Саргсяна на него ограничено», - сказал Минасян. Поствыборные аресты и террор также были приписаны Кочаряну.
Третий и не менее важный срез – отношения с олигархами. Тот же Микаел Минасян сказал сотруднику американского посольства, что Сержу Саргсяну хотелось бы управиться с олигархами. «Он хочет быть обязанным молодому поколению, а не старым мародерам», - сказал Минасян. При этом он попросил США помочь Саргсяну в этой борьбе.
Судя по всему, поддержка Саргсяну была оказана, во всяком случае, сотрудник посольства признает, что они игнорируют сообщения о предвыборных взятках и терроре и хотели бы работать с Саргсяном.
Но прошло 3,5 года, и Саргсян, видимо, не выполнил принятых обязательств как по части дистанцирования от России, так и борьбы с собственными олигархами во главе с Кочаряном. Вынос всех этих документов на публичное обсуждение свидетельствует о том, что сроки истекли, и пора выбирать, куда идти дальше. Либо Саргсян начинает выполнять обязательства, и США окажут ему поддержку, либо на гора будут выданы такие документы, которые подтвердят нелегитимность выборов и президентства Саргсяна.
Первой ласточкой стало сенсационное сообщение о беседе с членом Конституционного суда Армении Валерием Погосяном, который признался сотрудникам американского посольства, что на него оказывалось давление. Это было, когда Левон Тер-Петросян подал иск в КС о признании выборов недействительными. По его словам, давление оказывалось еще на троих членов. И если вдруг выяснится, что Конституционный суд принял решение под давлением, легитимность Сержа Саргсяна может оказаться под большим вопросом.