Попытки Европейской комиссии, исполнительного органа Европейского Союза, увеличить свою роль в переговорах между правительствами Евросоюза и не входящими в ЕС странами дополняют ряд ее инициатив в области энергетики, которые могут увеличить напряженность в отношениях с Россией.
Принятое в последние годы европейское законодательство, нацеленное на либерализацию энергетического рынка ЕС, повредило отношениям с Россией, поставив под угрозу ключевую роль, которую российский энергетический гигант «Газпром» играет в поставках газа в Евросоюз благодаря принадлежащим ему долям в некоторых европейских энергетических сетях.
По законам Евросоюза, компания, который принадлежит трубопровод, обязана оставлять часть пропускных мощностей для других поставщиков энергоносителей. Это условие осложнило в прошлом году переговоры между Россией и Польшей о поставках газа, так как они также затрагивали вопрос о польском отрезке трубопровода, по которому сибирский газ поступает в Европу. Европейская комиссия опасается, что он не будет управляться независимо.
Второй точкой напряженности стала Литва. Следуя европейскому курсу на либерализацию, литовское правительство решило заставить поставляющие энергоносители компании, которым также принадлежат объекты инфраструктуры, во избежание злоупотреблений отказаться либо от одного, либо от другого. Это означает, что «Газпрому», вероятно, придется продать часть своих активов. Премьер-министр Владимир Путин назвал это «конфискацией собственности».
Этим дело не ограничилось. На прошлой неделе европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер предложил обязать национальные правительства сообщать комиссии о своих намерениях начать переговоры по международным энергетическим соглашениям, оповещать ее о ходе переговоров и представлять на ее рассмотрение достигнутые результаты.
Таким образом, комиссия рассчитывает подкрепить своим авторитетом страны ЕС, часть которых практически полностью зависит от российского газа.
На этой неделе г-н Эттингер, как ожидается, должен получить от 27 европейских правительств мандат на переговоры с Азербайджаном и Туркменией по строительству газопровода через Каспийский бассейн, по которому в итоге туркменский газ должен будет поступать в Европу.
Если туркменский газ пойдет через Каспий, это будет означать для Газпрома потерю источника энергоносителей – так как сейчас этот газ может достигать Европы только через Россию. Кроме того, Газпрому будет в таком случае угрожать потеря позиций на европейском рынке – самом прибыльном из всех, что у него есть.
Впрочем, если направленные на либерализацию рынка нормы, которые вызвали трения в Польше и в Литве, уже стали законом, будущее новых предложений и каспийского проекта остается неопределенным.
С одной стороны, не всем европейским странам может понравиться пристальное внимание комиссии к их энергетическим сделкам с Россией. Например, у Италии существуют прочные связи с Москвой в области энергетики, возможно, не соответствующие представлениям комиссии об общих интересах Евросоюза. В частности, ENI совместно с Газпромом работает над проектом газопровода «Южный поток», который многие считают конкурентом активно поддерживаемого ЕС проекта Nabucco, предусматривающего транспортировку каспийского газа в Европу в обход России.
С другой стороны идея каспийского трубопровода обсуждается уже не первый год, и осуществить ее мешают трения между прибрежными странами, причем не в последнюю очередь – как раз между Азербайджаном и Туркменией.