В сентябре состоялся очередной саммит СНГ в Душанбе, который стал юбилейным, и имеется повод для оценок деятельности и состояния данной организации.
Нужно сказать, что, помимо СНГ, на постсоветском пространстве предпринимались попытки создания других организаций, с участием тех или иных государств, прежде всего, ГУУАМ и ОДКБ, которые явно не имели успеха: во всяком случае, ГУАМ приказал долго жить, а ОДКБ до сих пор испытывает концептуальные и политические проблемы. Если бы Советский Союз не имел аналогичных проблем, то он, возможно, и не развалился бы, и ожидать от государств, отличающихся по очень многим целям, социальным и политическим условиям, религии и культуре, создания более-менее сплоченной организации не приходится.
В Душанбе президенты государств-членов СНГ оказались в таком тесном кругу, что со всей очевидностью было понято, что либо нужно объявить о самороспуске этой организации, либо, в лучшем случае, создании нового межгосударственного клуба на «руинах последних иллюзий». Во всяком случае, поставлено под сомнение участие в СНГ таких крупных стран, как Украины, Узбекистана, а теперь уже и Белоруссии, а Азербайджан, практически, уже не состоит в ней.
Тем не менее, Армения воспользовалась своим членством в СНГ в полней мере, или настолько, насколько это было возможно. При этом, наиболее корректными отношения Армении сложились с государствами Центральной Азии, которым были чужды политические проблемы и конфликты на Южном Кавказе. Ровные и понятные отношения с Туркменистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном имели немаловажное значение для Армении. Отношения с Грузией длительное время находятся на грани фола, и, видимо, характер этих отношений сохранится.
С тремя восточнославянскими государствами отношения Армении всегда были достаточно проблематичными. Украина и Белоруссия (видимо, очень завидуя Израилю и Турции) стали важными поставщиками вооружений Азербайджану, понимая, что это государство официально заявляет о намерении начать войну с Арменией.
Главный «гарант безопасности» и «стратегический партнер» Армении – Россия, после длительных и мучительных раздумий, также стала поставлять современные вооружения Азербайджану, а у президента Д.Медведева поднялась рука подписать новый принципиальный договор с Турцией в «сакраментальный» для Армении день 16 марта.
В этих условиях Армении угрожает оказаться под руинами этой совершенно непродуктивной конструкции, какой всегда было СНГ. Армения заинтересована в менее форматных, но деятельных межгосударственных организациях, какой может стать Таможенный Союз, который имеет перспективу преобразоваться в Единое экономическое пространство, а также ОДКБ, при всей проблематичности этого военного блока. То есть, речь идет о Евразийском проекте или о Евразийском блоке государств, который реализуем, при преимущественном участии именно евразийских государств, к которому не имеет никакого отношения ни Украина, ни большинство стран Центральной Азии.
Евразийской проект - это самое реалистичное, что можно себе представить, по крайней мере, в обозримой перспективе. России придется ограничить свои внешнеполитические амбиции, но взамен обрести более понятные и защитимые рубежи и пространства. Нужно сказать, что современные апологеты Евразийского проекта вполне сознательно допускают нечестность в части определения границ Евразии и сути этого понятия. Россия не должна опасаться, утратив влияние на Украину и Белоруссию, стать азиатской державой, если будет последовательно выстраивать евразийскую стратегию, вместе с «объективно-обусловленными» партнерами, а не надуманными, как это происходило до сих пор.
Южный Кавказ не имеет никакого отношения к Евразии, ни в каком ракурсе не вмещаются в это пространство и политические интересы возможного альянса. Но для Армении евразийство - чужая, но не чуждая идея и цель. Время со всей очевидностью продемонстрировало, что идея реанимации постсоветского пространства совершенно не отвечает интересам Армении и весьма опасна для нее. Из всех возможных доктрин, которые могут инициировать в Москве, наиболее приемлемо для Армении евразийство.
Что касается СНГ, то Армения не должна поддерживать организации, которые, в той или иной мере, могут использоваться для давления на нее. Тем не менее, в каждой влиятельной организации необходимо иметь партнера, который мог бы блокировать усилия противников и недругов, как например, Иран выступает таким партнером Армении, находясь в Организации исламская конференция. Рано или поздно, СНГ, если бы оно получило развитие, стало бы инструментарием давления на Армению, так что, СНГ находится на «правильном пути».