Москва — После авиакатастрофы, унесшей жизни любимой россиянами хоккейной команды, фанаты держались за ниточку последней надежды: в живых оставался единственных игрок – 26-летний Александр Галимов. Чудом выжив, он сам, спотыкаясь, выбирался с места крушения и обратился к паре потрясенных полицейских: «Братишки, я – Галимов!»
В течение нескольких последующих дней Галимов стал чем-то вроде талисмана для фанатов, толпы которых вылились на улицы Ярославля, в скорби по утере своей команды, ярославского «Локомотива».
Толпа, собравшаяся на домашнем стадионе команды, скандировала «Саша Галимов, живи за всю команду!» и «Саня, борись!» Но травмы были самые тяжелые – ожог дыхательных путей и 90% кожи. На сайте фанатов звучали просьбы «не обсуждать эту тему» - словно можно было удержать его в живых одним усилием воли.
Галимов скончался в понедельник, сообщили новостному агентству Интерфакс в администрации ожогового центра в Москве. Вместе с его смертью количество погибших в авиакатастрофе, которую уже называют самой горькой трагедией в истории российского хоккея, дошло до сорока четырех человек. О единственном выжившем – бортинженере Александре Сизове – говорится, что его состояние стабильно.
По словам Александра Набокова, редактора сайта, посвященного спорту в Ярославле, родном городе «Локомотива», горевание достигло своего апогея в выходные, когда толпы скорбящих стали исчисляться десятками тысяч, а некоторые российские новостные источники считают, что на улицах скорбит до 100 тысяч человек. С тех пор, как пришло известие о том, что скончался Галимов, «большинство чувствуют опустошение».
«Саша был не хуже и не лучше, чем другие ребята из команды, но он выжил, –говорит Набоков. – Людям он казался последним лучом света в этой тьме. Вся команда погибла, и он стал олицетворять всю команду. Вот почему последовала такая реакция».
Большинство россиян уже видели съемки с места крушения самолета – борт пытался набрать высоту и упал примерно в полутора километрах от конца взлетной полосы, обломки разлетелись над притоком Волги.
Олег Смирнов, полицейский, прибывший на место крушения через считанные минуты после аварии, описывает, что сразу увидел человека, который стоял на мелководье и срывал с себя остатки горящей майки со словами: «Братишки, помогите!».
«Сначала мы подумали, что это, может быть, рыбак, что он, может быть рыбачил на берегу и его обдало горящим керосином», –сказал Смирнов. Когда полицейские спрашивали, как его зовут, он уже находился в машине скорой помощи, рассказал «Комсомольской правде» лейтенант Дмитрий Коноплев.
«Он прошептал: “Братишки, я – Галимов”», – вспоминает лейтенант Коноплев.
Фанаты организовали онлайн-группы с такими названиями, как «Александр Галимов жив!» и регулярно публиковали новости касательно его состояния. В своем родном Ярославле Галимов был местным героем, там он занимался футболом с пяти лет. Надеялись, что в 2014 году он будет играть на Зимней олимпиаде, которая пройдет в российском курортном городе Сочи на Черном море.
Специалисты по безопасности полетов говорят, что причиной аварии могла послужить ошибка пилотов или техническая неисправность. Межгосударственный авиационный комитет в понедельник объявил, что проверки не выявили никаких проблем ни с двигателями, ни со стабилизаторами и крыльями самолета, что лишнего веса на борту не было и что все предполетные проверки он успешно прошел.
Президент Дмитрий Медведев в понедельник встретился с хоккейным руководством, чтобы обсудить поэтапное возрождение клуба, что, по его словам, станет лучшим памятником для погибших. Медведев назвал авиакатастрофу «совершенно беспрецедентной трагедией – трагедией, которой никогда не было в российском спорте» и пообещал, что семьи всех погибших получат компенсации, в том числе покрывающие доходы от контрактов игроков.
Ярость многих фанатов в Ярославле направилась на правительство – по их словам, расписание игр и перелетов команды сдвинулось из-за организованного Кремлем политического форума, который прошел на прошлой неделе на домашнем стадионе команды.
«Все это основано на эмоциях, – говорит Набоков. – Люди хотят знать – и должны знать – кого винить за гибель ближних. Им нужно объяснение, даже если все ответы уже на поверхности».
В понедельник несколько фанатов посетили больницу, где скончался Галимов: сдерживая слезы, они отнесли цветы к больничной ограде и положили их между прутьями.
«Мы думали, что если он выживет, то и «Локомотив» выживет, – сказал 22-летний Василий Курилов, – Без него нет команды. Он был последним».