Арест бывшего премьер-министра и лидера оппозиции Юлии Тимошенко 5 августа остается главной новостью в стране и за рубежом, при этом ожидается, что окончательный вердикт по делу будет вынесен в ближайшие дни. Известия из зала Печерского суда, где слушается дело, поступают с той же регулярностью, что и прогнозы погоды.
Международное сообщество, не слишком вникая в доводы прокурора, негодует, утверждая, что суд над Тимошенко имеет политическую подоплеку. В деталях этого дела трудно разобраться даже самим украинцам, тогда как большинство зарубежных дипломатов и СМИ даже не пытаются этого сделать.
Некоторые на Западе опасаются, что Украина вернется к постсоветскому авторитаризму. Другие боятся, что она станет слишком успешной и присоединится к европейскому сообществу – в этом смысле «политическое», по мнению многих, дело Тимошенко можно использовать, чтобы разрушить ее европейскую мечту.
Правящие круги Украины не слишком преуспели в том, чтобы донести свою точку зрения по этому делу как внутри страны, так и за рубежом. Тем временем, зарубежная PR-машина Тимошенко работает как часовой механизм – тщательно подготовленная информация поступает без остановки.
Этот суд может либо положить конец ее карьере, либо спровоцировать ее триумфальное возвращение в политику.
Впервые Тимошенко была арестована в 1995 году по обвинению в контрабанде, будучи на тот момент со-руководителем корпорации «Украинский бензин», которая позже превратилась в мощную промышленно-финансовую корпорацию «Единые энергетические системы Украины». Ее вновь арестовали в 2001 году, когда она занимала пост вице-премьера, по обвинению в подкупе бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, который в настоящее время находится в тюрьме США по приговору за финансовые злоупотребления. Она провела 42 дня в следственном изоляторе.
Тогда букмекеры оценили бы шансы Тимошенко снова попасть в камеру 242, где она сидела и в 2001 году, как ничтожно малые. Но никогда не говори никогда. Это случилось, и снова дело связано с российским газом.
Даже самые лучшие журналисты Украины, занимающиеся расследованиями, не знают до конца, что все-таки произошло с российско-украинским газовым соглашением, подписанным Тимошенко в 2009 году.
19 января, будучи премьер-министром, Тимошенко подписала «директиву», разрешающую новый контракт между украинским «Нафтогазом» и российским Газпромом. На основании этой директивы позже она вынудит главу «Нафтогаза» Олега Дубину подписать контракт. Согласно нему, для Украины окончательная цена за тысячу кубических метров составляла $450, а кроме того по контракту страна должна была закупать установленный объем газа ежемесячно или же платить за этот установленный объем даже в том случае, если такое количество газа стране не требуется. Согласно тому же контракту, Газпром не брал на себя никаких обязательств поставлять определенный объем газа в ЕС через украинские газовые магистрали.
Такие условия являются крайне неблагоприятными как для «Нафтогаза», так и для украинской экономики в целом.
Как показали судебные слушания, Тимошенко не имела права подписывать данную «директиву» и заставлять Дубину подписывать контракт.
Чтобы подобная директива имела законную силу, она должна быть одобрена всеми членами правительства, а не только премьер-министром. Проще говоря, Тимошенко подделала очень серьезный документ.
На одном из недавних судебных слушаний она спросила: «Я представила свои инструкции, которые были озаглавлены как «директива». Если кто-то считает, что подобные документы должны быть названы по-другому, означает ли это, что меня нужно отправить в тюрьму на семь или даже десять лет?» С таким же успехом можно было бы спросить: «Если я расплатилась фальшивой банкнотой, которую сама сделала, можно ли это назвать подделкой?» Да, без сомнения.
Суду также стало известно, что Тимошенко угрожала Дубине увольнением, если он откажется ставить свою подпись под контрактом. «Я хотела еще раз донести до сведения, что директивы (инструкции), подписанные мной 19 января 2009 года, обязательны к исполнению всеми чиновниками «Нафтогаза». Иначе они были бы уволены»,- заявила Тимошенко. Согласно нашему закону, у премьер-министра нет полномочий увольнять главу «Нафтогаза».
Защита Тимошенко никуда не годится, и единственная надежда для нее избежать наказания – давление на Киев со стороны Запада.
Запад был шокирован новостями о том, что в прошлом месяце судья выдал постановление на ее арест за неуважение к суду (интересно, существует ли хотя бы один судья в мире, который стал бы терпеть ее вызывающее поведение). Из-за границы сразу же посыпался шквал протестов – сначала Москва, потом Вашингтон, Берлин, Париж, Брюссель, Лондон, Мадрид и Варшава.
Я хорошо понимаю реакцию Старой Европы – на Украину всегда смотрели как на источник неприятностей. Новая Европа относится к Киеву не менее цинично. Даже несмотря на их симпатии к Оранжевой революции. Но Москва? Извините меня, Москва, но как же тогда быть с преследованиями нефтяного магната, превратившегося в либерального реформиста, Михаила Ходорковского? А как насчет случая Сергея Магнитского, когда США запретили въезд в страну 60 российским чиновникам, предположительно замешанным в его убийстве в тюрьме? Это всего лишь два примера, которые превращают любые попытки вмешательства России в дела Украины в посмешище.
Кремль ясно дал понять, насколько они довольны газовым соглашением 2009 года. Суть в том, что, если Тимошенко признают виновной, у Украины появятся все основания пересмотреть условия контракта, а в Европе может начаться новая газовая война.
Мне представляется, что слишком многие люди в России и в определенных станах ЕС заинтересованы в том, чтобы Украина оставалась слабой и нестабильной страной. В противном случае картина не складывается. Почему же тогда они не выражают недовольства по поводу судебных преследований десятков других украинских политиков? Почему Тимошенко оказалась такой особенной?
Бывшие лидеры на Западе не являются неприкосновенными для закона. Доминик Стросс-Кан. Бывший президент Франции Жак Ширак. В марте 2011 Ширак предстал перед судом по обвинению в коррупции. Даже его почтенный возраст - 78 лет – не стал к тому препятствием. Нынешний министр иностранных дел, бывший премьер-министр Франции Ален Жюпе в 2004 году получил 18 месяцев условно за злоупотребление государственными средствами.
На Западе есть хорошее правило – все равны перед законом. Почему же Украину лишают возможности сломать устаревшие стереотипы, когда злоупотребление властью остается совершенно безнаказанным?
Илона Ярмолюк – независимый журналист на Украине.