При нормальной демократии кадровые перестановки происходят только после того, как на выборах победит новая администрация. Однако при российской «управляемой демократии» голосование – это, скорее, финальный аккорд тщательно организованной постановки, а не прелюдия. Поэтому в преддверии назначенных на март президентских выборов все чаще становится известно о новых отставках и назначениях. Частично эти перестановки могут быть объяснены нарастающим соперничеством между кланами внутри правящей элиты. Однако в то же время речь явно идет о перестройке структуры власти перед следующим президентским сроком.
Полномочный представитель президента Георгий Полтавченко, назначенный еще бывшим президентом Владимиром Путиным и пробывший на этом посту дольше всех своих коллег, 31 августа стал губернатором Санкт-Петербурга, сменив Валентину Матвиенко, переведенную в Совет Федерации. Вскоре после этого были заменены еще два представителя президента. От своих обязанностей был освобожден представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Перед этим его обвиняли в неэффективности, коррупции и конфликтном поведении. На смену ему был назначен Николай Винниченко, бывший однокурсник по университету и доверенное лицо Дмитрия Медведева. Винниченко, до последнего времени бывший представителем президента в Уральском федеральном округе, ранее считался кандидатом на ряд высоких государственных постов – от генерального прокурора до главы президентской администрации.
Освободившийся пост представителя в Уральском округе занял Евгений Куйвашев, протеже, сотрудник и, как поговаривают, родственник мэра Москвы Сергея Собянина. Куйвашев недолгое время был мэром Тюмени, а последние несколько месяцев занимал должность заместителя представителя президента в Уральском федеральном округе.
Последнее назначение выглядит необычно – раньше перед выборами ротацию представителей президента проводить было не принято, а когда их меняли, то смену назначали из другого региона, а не из их же собственных подчиненных. Возможно, это означает, что представители президента становятся сравнительно нормальной и функциональной частью административной бюрократии.
В отставке Клебанова также было нечто необычное, так как она практически точно совпала с приездом премьер-министра Путина в Санкт-Петербург на конференцию «Единой России». Между прочим, в 2003 году, когда его только назначили представителем президента, это казалось почетным способом убрать его с предыдущего поста и ступенью перед отставкой— однако он надолго сохранил свой пост.
Говоря коротко, кадровые перемены отражают сравнительно новую традицию горизонтальной ротации представителей президента. Одновременно сохраняется и старая традиция назначать представителями президента чиновников, освобожденных от предыдущих должностей.
Следует заметить, что перестановки затронули и президентскую администрацию. Накануне выборов из нее ушел Олег Говорун — ключевая фигура в команде заместителя ее главы Владислава Суркова. Подлинный смысл его отставки прояснится не раньше, чем станет известно, кто придет ему на смену. Пока же, можно сказать одно: по-видимому, замена Матвиенко на Полтавченко – это только начало, и впереди нас ждет еще много кадровых перестановок на высоком уровне.