«Кому же захочется постоянно слушать нотации от человека, который говорит и выглядит как твой папа?» – говорит Алена Миньковски, сидя в одном вашингтонском баре. Ее передача The Alyona Show на телеканале RT, возможно, не самая известная информационно-аналитическая программа среди всего, что идет в прайм-тайм, но это один из самых живых и неординарных проектов. И дело тут не только в очевидной привлекательности очаровательной 25-летней ведущей: в освещении политических вопросов The Alyona Show демонстрирует остроумие и хлесткость, сочетая в себе лучшие черты кабельного информационного телевидения и политической сатиры в духе The Daily Show. Передача поднимает серьезные темы: недобросовестность современных СМИ, коррупция в Вашингтоне, махинации финансистов с Уолл-стрит и т.д. Но Алена всегда не прочь разбавить публицистику здоровой толикой юмора, сдабривая новости и аналитику остроумными замечаниями. А чего стоит заключительная рубрика Happy Hour, в которой Алена показывает самые нелепые новости дня за бокалом коктейля. Водка в передаче, конечно, ненастоящая, а вот анализ — очень и очень дельный.
- Как вы пришли к собственной передаче на телевидении?
- Я начала работать на RT в декабре 2008 года. Тогда это был маленький корпункт. Меня взяли продюсером. Месяц спустя срочно нужен был человек, чтобы вести прямой эфир, и мой начальник сказал: «Давай, покажи класс!» Это был день инаугурации Обамы, так что этот день я уже никогда не забуду. Наше бюро тогда стремительно расширялось, но у руководства изначально была другая кандидатура на роль ведущего для нашей первой программы в прямом эфире. Но через пару дней начальство решило, что им нужен «второй пилот», и начальник говорит: «Нужен запасной вариант». Мне дали три дня, чтобы войти в новый режим.
- Мы с вами перебрались в Вашингтон примерно в одно и то же время – когда Обама стал президентом и множество молодых людей потянулись в столицу, чтобы найти свое место в новой политической эпохе. Вы не чувствовали себя частью этого потока?
- Немного. Мне сложно судить, потому что я не жила в Вашингтоне до этого, но все вокруг говорят то же самое: когда Обама стал президентом, в столицу потянулась молодежь. Мне это казалось чем-то естественным, потому что я впервые увидела Вашингтон именно таким – ощущение было такое, будто в городе проходит какой-то фестиваль.
- Сейчас-то это чувство праздника почти совсем прошло. Вот и вы в своей передаче недавно обвинили администрацию Обамы в коррупции.
- Да, я их постоянно изобличаю – это моя работа. Я действительно считаю, что надо открывать людям глаза на происходящее. На мой взгляд, люди, к сожалению, зачастую не хотят знать правду, да и правда бывает неприятной – но невозможно добиться перемен, пока не сунешь зрителя во все это носом и не заставишь его увидеть, что к чему. Только так можно изменить страну к лучшему.
- Своим коллегам-тележурналистам вы тоже спуску не даете…
- Мне кажется, во многом именно они и виноваты в том, что сейчас происходит. Они дают аудитории успокоительное, ублажают ее красивыми картинками — голубое небо в кудрявых облачках... Те, кому нужны новости в чистом виде, ищут их в интернете – во всяком случае, так поступает наше поколение. А я хочу вернуть телевидению его зрителя. Но на центральных каналах, по-моему, сделать что-то подобное невозможно. Я искренне восхищаюсь ведущими вроде Дилана Ратигана – иногда он всем своим видом как бы показывает: «Да, я тоже не понимаю, зачем я рассказываю всю эту чушь, но что поделать – продюсеры заставили».
- А у вас такое бывает?
- Нет, мы сами решаем, про что будем рассказывать. Конечно, иногда мы можем взять какую-нибудь глупую новость для Happy Hour, но просто эта рубрика как раз для этого и предназначена. Это последние пять минут в конце выпуска, и я рассказываю о новостях, которые, на мой взгляд, просто не заслуживают того внимания, которое им уделяют, например, на CNN.
- Многие СМИ, похоже, зациклены на каких-то второстепенных вещах.
- В начале нашей программы у нас есть раздел, который называется Mainstream Miss. Там мы обсуждаем, что говорят на центральных каналах. Это нечто в стиле Джона Стюарта. Мне очень нравятся его монологи. Я не юморист, но зачастую это и не требуется. Чтобы показать все лицемерие центральных каналов, достаточно бывает просто показать сначала один фрагмент из их передачи, потом другой — все и так ясно. Мне нравится показывать, как они постоянно освещают вещи, которые не заслуживают такого внимания. Например, я хорошо поиздевалась над ними, когда они неделю за неделей рассказывали про суд над Кейси Энтони. Представляете: в мире — «арабская весна», проблемы в экономике, а тут… Это просто идиотизм. Так что я показываю, как они зациклены на каких-то второстепенных событиях, а потом показываю какие-то по-настоящему важные вещи, про которые они говорят слишком мало, — или, например, как они освещают какое-то событие, но при этом подчеркивают совсем не те детали, которые нужно.
- Например?
- Например, все обсуждают ливийцев, которые вышли на площадь и машут флагами. Это хорошая картинка, но потом на Fox или MSNBC задаются вопросом: «Какие политические силы в США набрали очки благодаря этому? Можно ли это назвать внутриполитической победой Обамы?» При этом они ни слова не говорят о том, что эта война в принципе велась незаконно. Я не понимаю, как это президент впутал нас в эту войну, не получив согласия от Конгресса. Это вопиющее нарушение со стороны исполнительной власти. Вот по таким вопросам я и вывожу Обаму на чистую воду — потому что он обещал действовать строго в рамках закона.
- На Хэллоуин у вас была праздничная программа, на которой вы нарядились Гленном Беком. Сейчас, когда он ушел с телевидения, вы по нему не скучаете? Теперь вам придется наряжаться на Хэллоуин кем-то другим…
- Да, мы как раз уже начали думать над этим. Начальник, например, предлагает Мишель Бахман. Иногда, когда она начинает нести свою религиозную белиберду, она производит впечатление не совсем нормального человека. С ней только одна проблема — слишком мало материала. С Гленном Беком проще — он вещал с утра до вечера. В этом смысле мне его действительно не хватает, потому что он был неисчерпаемым источником материала. Но я, конечно, считаю, что мир только выиграл от того, что этот тип больше не выступает с экрана и не пугает всех до смерти. Правда, он не сдается, продолжает вещать на радио.
- Вы одной из первых взяли интервью у Джулиана Ассанджа.
- Кажется, мы действительно одними из первых взяли у него интервью, потому что в апреле 2010 года никто не обращал на него внимания. Сайт WikiLeaks был создан за пару лет до этого, но тогда у них еще не было таких сенсационных материалов, как, например, [опубликованная в 2010 году видеозапись под названием] Collateral Murder. Они сказали, что у них видеозапись, на которой американцы в Ираке расстреливают с вертолета мирных жителей и двух журналистов из агентства «Рейтер». Пентагон всячески старался замять эту историю, и вот появляется видеозапись, на которой все это показано. Ассандж устроил презентацию этой видеозаписи в Национальном пресс-клубе, который находится как раз напротив нашего офиса. Но все это было давно, когда все только начиналось. Если бы я брала у него интервью сейчас, то у меня было бы к нему уже пять миллионов вопросов — и про него самого, и про WikiLeaks.
- RT финансируется российским правительством, а оно, как известно, не отличается прозрачностью и открытостью.
- Да, конечно, очень легко использовать этот аргумент, но при этом люди не обращают никакого внимания на то, чем я собственно занимаюсь. Например, недавно меня пригласили поучаствовать в дебатах на одном телешоу, и вот ведущий представляет меня: «Алена Миньковски, человек леворадикальных взглядов, родилась в России и все такое, работает на российском государственном канале…» Какое отношение все это имеет к тем вещам, о которых я говорю?
- Люди сразу начинают думать, что вы приехали в Вашингтон по заданию Путина.
- Некоторые люди не хотят сначала выслушать мои доводы и составить собственное мнение. Они предпочитают сходу использовать против меня подобные обвинения. Я считаю, что они просто пытаются подобным образом дискредитировать мою позицию.
- Вас это раздражает?
- Меня раздражает только одно — когда люди обвиняют меня в антиамериканской позиции, потому что для меня это чувствительный момент. Я уж точно не желаю Америке зла.