Однодневный визит Дэвида Кэмерона в Москву был столь же небогат событиями, как и большинство его зарубежных поездок на посту премьер-министра. Однако во многих отношениях его решение нанести этот краткий визит, не связанный с далекоидущими планами, было оправданным.
Спустя почти пять лет после того, как в Лондоне был убит бывший офицер КГБ Александр Литвиненко, натурализованный гражданин Британии, отношения между Лондоном и Москвой продолжает осложнять отказ Кремля экстрадировать человека, которого британские власти считают ответственным за убийство. В результате британская политика балансирует между поддержанием коммерческих отношений и более широких дипломатических контактов и борьбой за экстрадицию подозреваемого. Визит г-на Кэмерона был неподходящим моментом для сильных жестов и должен был быть сдержанным по тону. Достичь этого премьер-министр сумел.
После состоявшегося в ноябре 2006 года убийства Литвиненко ни один британский премьер-министр не наносил официальных визитов в Россию. Если бы так продолжалось и дальше, двусторонние отношения бы серьезно пострадали. Кроме того Британия в результате расходится со своими западными союзниками, так как администрация Обамы продолжает «перезагрузку» отношений между Америкой и Россией.
При этом г-н Кэмерон поступает правильно, продолжая вести жесткий курс в отношении дела Литвиненко. Литвиненко был отравлен смертельной, незаметно подсыпанной ему дозой полония-210 – радиоактивного вещества, более ядовитого, чем цианистый калий. По любым меркам это было ужасным преступлением. Отказ России выдать Андрея Лугового, разыскиваемого за это убийство, неприемлем. Британии не следует торопиться снимать с Москвы санкции – размораживать антитеррористическое сотрудничество, или слишком сильно смягчать ограничительный визовый режим.
С точки зрения Москвы охлаждение российско-британских отношений восходит к принятому в 2003 году Британией решению предоставить политическое убежище бывшему российскому олигарху Борису Березовскому, который, как и покойный г-н Литвиненко, терпеть не может российского лидера Владимира Путина.
Впрочем, в последние годы Британия и Россия неоднократно проявляли готовность во имя процветания торговли оставить дело Литвиненко в стороне. В ходе визита г-на Кэмерона в Москву были подписаны контракты в общей сложности на 215 миллионов фунтов, и это показывает, что здоровые коммерческие отношения между странами будут продолжать развиваться. Тем не менее, министр иностранных дел Британии Уильям Хейг (William Hague) был прав, подчеркнув, что «если в Лондоне произошло убийство, мы не можем его не расследовать». Тот факт, что Кремль, судя по всему, с пренебрежением относится к этому основополагающему принципу правосудия, многое говорит о России г-на Путина.