Прошло уже пять лет с момента, когда российская журналистка Анна Политковская была жестоко застрелена в подъезде своего собственного дома в Москве, однако никаких обвинительных приговоров по этому делу так и не было вынесено.
В 2009 году обвинители наспех состряпали дело против предполагаемого наблюдателя, водителя машины, на которой скрылись преступники, и еще одного соучастника. Все были оправданы, и Верховный суд страны назначил пересмотр дела. В июне полиция арестовала человека, который предположительно стрелял в журналистку, а в прошлом месяце бывшему главе московского Отдела внутренних дел предъявили обвинение в предоставлении материалов наблюдения и оружия, которым была убита Политковская. Надеемся, на этот раз правовая система сработает как надо, однако не стоит быль столь оптимистичными. Тем временем, заказчик или заказчики этого убийства так и не были найдены.
К сожалению, для России это норма, когда, начиная с 1992, года в стране были убиты 52 журналиста, и 18 из этих дел так и остались нераскрытыми. Множество других журналистов подверглись нападениям, были избиты, запуганы и заключены в тюрьму, после того как им удавалось раскрывать преступления, совершенные крупными бизнесменами, правительственными или военными лидерами страны.
Г-жа Политковская была известна своими жесткими репортажами о нарушении прав человека в Чечне. В ее последней статье, опубликованной уже после ее смерти, описывалось, как войска, верные лидеру Чечни, которого поддерживал Кремль, пытали мирных жителей. «Новая Газета», на редкость независимое российское издание, в котором она работала, до сих пор бесстрашно продолжает об этом писать.
В то время, когда Политковская была убита, Владимир Путин, который сейчас занимает пост премьер-министра, а тогда был президентом страны, охарактеризовал ее журналистскую деятельность как «бессодержательную» и заявил, что никто из нынешних представителей власти не мог бы организовать это преступление, которое, по его словам, было совершено с единственной целью «спровоцировать волну антироссийских настроений». Для многих россиян, подобное высказывание прозвучало как приказ полиции или судей свыше позаботиться о том, чтобы никто из власть предержащих не был обвинен по этому делу.
Пять лет спустя провал в деле поиска убийц Политковской становится постыдным напоминанием о слабости российской демократии и коррумпированности ее политической системы. Никто об этом не забудет.