Долгие месяцы ведущие немецкие политики закрывали глаза на бесплодные усилия Греции по выходу из бюджетного кризиса. В Берлине надеялись, что греки все же выберутся из своей долговой ямы. Тем более что европейское сообщество неоднократно ссужало Афины деньгами, создав фактически именно под эту страну Стабилизационный фонд ЕС (EFSF).
Однако сейчас терпение Германии, которая играет первую скрипку в Стабфонде, похоже, закончилось. В минувшие выходные вице-канцлер Филипп Реслер (Philipp Rösler) впервые нарушил негласное табу, заявив о возможном банкротстве Греции.
«Для того чтобы стабилизировать евро, не должно быть даже краткосрочных запретов на определенные идеи», – подчеркнул заместитель Меркель.
К таким идеям Реслер относит и возможность «организованной процедуры банкротства» Греции, если для этого «будут иметься необходимые инструменты».
В правящей «черно-желтой» коалиции давно уже нарастает недовольство тем, что доверие немецкого населения, да и мировых рынков, к европейской валюте продолжает падать. Виновными в этом политики из Берлина считают греков, которые больше протестуют на улицах, чем консолидируют бюджет. Особое напряжение в немецком обществе и политическом истеблишменте возникло после обнародования планов по расширению участия Германии в EFSF: с сегодняшних 123 миллиардов. до 211 миллиардов евро. Оказалось, что первого многомиллионного транша, полученного Афинами, стране явно не хватает. Именно поэтому в Берлине в открытую заговорили о банкротстве целого государства ЕС. «Греческое правительство должно знать, что запланированную помощь мы ставим в зависимость от того, насколько эффективно Греция будет сама осуществлять реформы», – подчеркивает Реслер.
Примечательно, что схожей позиции придерживается и еще один партнер христианских демократов по правящей коалиции – христианские социалисты. Руководство ХСС намерено в ближайшие дни принять специальную резолюцию по европейской валюте, которая будет вынесена на утверждение очередного партийного съезда в начале октября. В этом документе, в частности, говорится, что те государства ЕС, которые «не придерживаются единых для всех правил бюджетной дисциплины, должны считаться с исключением из еврозоны».
О серьезности этих намерений Берлина говорит и та работа, которая в настоящий момент проводится в Министерстве финансов. Ведомство Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schäuble) просчитывает как минимум два возможных сценария развития событий на случай будущей неплатежеспособности Афин. Согласно первому плану, банкротство Греции не помешает ей остаться в зоне евро, при этом, однако, бюджетная политика страны будет находиться под жестким контролем чиновников Европейской комиссии. Второй вариант: греки отказываются от единой европейской валюты и возвращаются к своему национальному платежному средству – драхме.
Ключевую роль в решении данного вопроса Министерство финансов ФРГ отводит Европейскому стабфонду. Считается, что он должен быть как можно скорее наделен новыми полномочиями, которые ему предоставил специальный саммит Евросоюза в минувшем июле. При этом, по мнению Берлина, большое значение будут иметь такие финансовые инструменты, как превентивные кредитные линии для Италии и Испании, если после банкротства Греции международные инвесторы откажут им в новых кредитах.
Понятно, что последние, крайне жесткие заявления Берлина в адрес Афин напрямую увязаны с внутренней политикой Германии. Свободным демократам, например, необходимо вернуть доверие своего электората, который в последнее время не балует партию значительной поддержкой. Немецкие избиратели крайне критически относятся и к работе всего правительства Ангелы Меркель (Angela Merkel) по преодолению кризиса еврозоны, что четко проявилось в ходе последних выборов в Мекленбурге-Передней Померании.
На минувшей неделе правящие политики ФРГ получили сигнал и из Конституционного суда страны. Судьи в Карлсруэ признали законным оказание Германией помощи Греции и создание единого Стабфонда. Однако было особо подчеркнуто, что права Бундестага при принятии подобных решений должны быть значительно расширены. Например, любые шаги Федерального кабинета по выделению новой финансовой помощи странам-должникам необходимо согласовывать в парламентском комитете по бюджету.