Активность Китая во время долгового кризиса в еврозоне, возможно, является только началом общих действий стран с развивающейся экономикой. Они обсуждают вопрос о приобретение европейских государственных облигаций. Мотивом является желание иметь альтернативу доллару.
Страны с развивающейся экономикой – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка (государства группы БРИКС) – хотят синхронизировать свои усилия, направленные на поддержание мировой экономики. На встрече 22 сентября в Вашингтоне министры финансов этих стран могут принять решение о том, что в будущем они будут держать более значительную часть своих валютных резервах в евро. Для этого они должны приобрести большее количество государственных облигаций стран еврозоны – прежде всего таких надежных заемщиков как Германия. Об этом сообщает бразильский экономический журнал Economico Velor.
Политические интересы очевидны, считает бразильский журнал. С одной стороны, страны с развивающейся экономикой хотят внести свой вклад в стабилизацию финансовых рынков. С другой стороны, они показывают, что экономический вес стран с развивающейся экономикой растет. Тема о покупке облигаций скрывает в себе большое количество конфликтного материала. Поэтому министры финансов должны действовать очень осторожно, подчеркивает журнал, ссылаясь на мнение человека, знакомого с имеющимися планами. Сложно будет объяснить общественности стран с развивающейся экономикой, почему на самом пике кризиса евро следует покупать государственные облигации в этом регионе, отмечает журнал.
Тем временем российский министр финансов Алексей Кудрин объявил о том, что Россия будет использовать свои валютные резервы для того, чтобы инвестировать средства в так называемые евробонды, если они будут выпускаться. Россия намерена также продолжать инвестировать средства в государственные облигации отдельных стран еврозоны, заявил он в интервью информационному агентству Reuters. Пока Кипр является единственной страной еврозоной, обратившейся к России за финансовой помощью. Переговоры по этому вопросу могут быть завершены в течение одного месяца.
Общие валютные резервы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – на профессиональном жаргоне их называют группой БРИКС – составляют примерно 4 500 миллиардов долларов, и это равняется примерно половине всех валютных резервов в мире, которые с 2007 года увеличились с 6,9 до 10,1 триллиона долларов.
При этом обладание большими валютными резервами становятся все более дорогим делом для стран с развивающейся экономикой. По мнению менеджера одно из хедж-фондов Стивена Джена (Stephen Jen), особенно затратным это является в настоящее время для Китая. За последние четыре года доллар потерял 16% стоимости по отношению к китайскому юаню. К этому следует добавить относительные потери, так как в индустриально развитых странах процентные ставки стали ниже, чем в странах с развивающейся экономикой, тогда как еще четыре года назад ситуация была иной. Если покупка иностранной валюты финансируется кредитами в местной валюте, то это связано с потерями подобно тому, как это происходит с затратными сделками хедж-фондов с использованием процентной ставки (carry trade). В настоящее время только за счет этого Китай в год теряет около 110 миллиардов долларов.
Лучше управлять своими инвестициями
По мнению Джена, другие страны с развивающейся экономикой также сталкиваются с чувствительными потерями из-за негативного процентного эффекта. Для Бразилии эта нагрузка составляет почти 40 миллиардов, для Индии - более 20 миллиардов долларов ежегодно, а для всех стран с развивающейся экономикой эта сумма составляет уже примерно 210 миллиардов долларов в год. Тогда как четыре года назад для стран с развивающейся экономикой потери от процентного эффекта составляли около 17 миллиардов долларов, и ситуация в этом отношении была достаточно позитивной. За это время потери от обменных курсов из-за слабости большинства валют индустриальных стран составили 400 миллиардов долларов, и поэтому растет давление, направленное на проведение необходимых изменений в политике управления валютными резервами.
Джен исходит из того, что страны с развивающейся экономикой в будущем будут менее агрессивно действовать на валютном рынке. Особенно Китай покупает большое количество долларов и все больше евро для того, чтобы затормозить повышение стоимости своей недооцененной национальной валюты. С учетом указанных потерь валютных резервов эти акции будут теперь не такими масштабными, что говорит о постоянном укреплении валют стран с развивающейся экономикой. Следует также учитывать, что обладающие валютными резервами страны будут стремиться к тому, чтобы лучше управлять своими инвестициями, считает Джен.
От этой тенденции с момента своего введения извлекает пользу евро. По данным Европейского центрального банка, с 2001 года его доля в официально заявленных валютных резервах – китайские валютные резервы не относятся к этой категории – выросла с 19% до 26%, и в прошлом году она оставалась на том же уровне.