Помещение с матрасами и почти полное отсутствие водопроводной воды – первый северокорейский круизный лайнер отправился в плавание. При выходе на берег пассажиры должны оставлять свои мобильные телефоны на борту.
На борту судна «Man Gyong Bong» подается свежий кофе, сушеная рыба и пиво местного производства. Вечером для поднятия настроения даже предлагается караоке.
Однако из крана вода, как правило, не течет, а вместо кроватей предлагается помещение с матрасами. Добро пожаловать на борт первого северокорейского круизного лайнера.
Эта продолжающаяся 21 час поездка начинается в запущенном портовом городе Раджин (Rajin) на северо-востоке страны и предусматривает посещение живописного туристического региона на горе Кумганг. По мнению властей, этот маршрут должен способствовать развитию туризма, а также обеспечить поступление столь необходимой валюты в изолированное от остального мира государство.
На этот раз обычно избегающий публичности режим пригласил принять участие в пробной поездке более 120 журналистов и китайских туроператоров.
Отремонтированный сухогруз стал круизным лайнером
Специально для этой поездки был отремонтирован построенный 40 лет назад сухогруз, который до 1992 года использовался как паром, курсировавший между Северной Кореей и Японией.
«Ремонтные работы на этом судне были закончены всего неделю назад», - отметил вице-мэр особой экономической зоны Раcон (Rason) Хванг Чол Нам (Hwang Chol Nam).
Идея проекта была предложена северокорейским экономическим объединением Taepung и правительством Раcона.
Это часть северо-восточного побережья страны с городами Раджин и Сонбонг (Sonbong) в 1991 году получила статус зоны свободной торговли для привлечения инвестиций в Северную Корею.
С учетом плохой инфраструктуры, частых отключений электричества и отсутствия доверия иностранных инвесторов в сталинистское руководство страны трудно было рассчитывать на успех этого проекта.
И вот теперь власти предпринимают новую попытку сделать привлекательным граничащий с Россией и Китаем регион. Следует учитывать, что экономика Северной Кореи страдает от международных санкций, который были введены против этого тоталитарного государства из-за его атомной программы.
Из-за продолжавшейся десятилетия изоляции и плохой экономической политики Северная Корея стала очень бедной страной, а ее население постоянно испытывает недостаток продовольственных товаров.
Теперь, по мнению Хванга, в Расоне будут развиваться морские грузовые перевозки, переработка морепродуктов, а также туризм.
Для западных туристов эта страна открывает себя медленно. Только район у горы Кумганг включен в туристические маршруты.
Однако в 2008 году в этом месте северокорейский солдат застрелил туриста из Южной Кореи, и поэтому этот регион находится в центре политического конфликта.
Выход на берег под пристальным контролем
Когда судно «Man Gyong Bong» в конце августа направлялось в плавание, на пирсе его приветствовали сотни студентов и рабочих с цветами в руках. Выход на берег туристов осуществляется под пристальным контролем.
Короткие контакты с местным населением происходят только в присутствии экскурсоводов, владельцев туристических компаний и сотрудников гостиниц.
Из окна автобуса можно наблюдать за жителями Северной Кореи. Большинство из них в одноцветной одежде, они проезжают по пустым улицам на велосипедах или очень редко на автомобилях.
В огромном вестибюле одного из отелей в Раджине посетителей встречают портреты главы государства Ким Чен Ира и его умершего отца Ким Ир Сена.
Комнаты спартанские, но чистые. Возможности подключиться к интернету нет, телефонные линии ненадежны и дороги.
Сотовые телефоны экскурсоводы забирают, как только турист пересекает границу этого государства. По словам Хванга, руководство зоны свободной торговли пытается улучшить коммуникационные возможности в этом регионе. Интернет должен появиться уже в сентябре.
Однако веб-сайты, не имеющие отношение к экономике, будут заблокированы, уточняет он. Для Саймона Кокерелла (Simon Cockerell) - руководителя специализирующейс на организации поездок в Северную Корею и расположенной в Пекине туристической фирмы Koryo Group – привлекательность этих туров состоит в возможности узнать что-то новое. «Многие люди с удовольствием посещают малоизвестные места, - замечает он. - А это как раз наименее известная часть мало знакомой для туристов страны, а также наименее помещаемая часть наименее посещаемого государства в мире».