Европа давно разыгрывает на востоке политическую партию, чтобы взять под свой контроль пути в Евразию. В основе этой политики лежит серия общих программ, разрабатываемых на заседаниях в Брюсселе, которые не афишируются, но которые потом реализуются на полях боев в Югославии, Косово, Албании и Македонии. На практике каждое государство Евросоюза старается продвигать те геополитические и экономические меры, которые ему выгодны. Глобальный финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, привел к геополитическим изменениям, которые, как предсказывают многие обозреватели, будут расширяться и усиливаться в будущем. К этим важным переменам относится не только укрепление китайского влияния на азиатском юго-востоке во имя гарантии глобальной экономической стабильности, но и возникновение новых мощных держав в регионах, таких как Индия, Бразилия, Россия и Турция. В частности, две последние страны вместе с Германией особенно активны на Балканах, которые опять стали ареной международных политических и экономических игр. Этот процесс ускорился из-за растущего безразличия Соединенных Штатов к региону.
Соединенные Штаты традиционно никогда не проявляли особенного интереса к Балканам в отличие от роли Америки в таких регионах, как Ближний Восток, Латинская Америка и азиатский юго-восток. Так, в 1990 году, когда балканские народы вели между собой кровавые войны и занимались этническими чистками, Соединенные Штаты не спешили вмешиваться, предпочитая, чтобы этими проблемами занимались европейцы. Но европейцы не смогли прекратить конфликты на Балканах, в частности, конфликт в Боснии, и Соединенные Штаты были вынуждены взять решение этого вопроса в свои руки и принять лидерство во вмешательстве НАТО в Косово. Хотя и вынужденные к этому вмешательству, США никогда не исключали отход от этой региональной проблемы. После 2001 года, когда президент Буш объявил войну терроризму, и были запущены две военные кампании в Афганистане и Ираке, стратегические интересы США на Балканах приобрели меньшее значение, и решение проблем региона было предоставлено Евросоюзу. Более того, Балканы не представляли и не представляют сколько-нибудь значительного интереса для американских компаний, особенно если сравнивать с их интересами на азиатском юго-востоке и в Индии, которые привлекают большую часть внешних американских инвестиций, а также на Ближнем Востоке, который важен для США в энергетическом плане. Не секрет, что политические интересы часто определяются экономическими.
Кажется, Балканы снова становятся жертвой нового курса, не только по причине прекращения интереса к региону со стороны США, но и потому что Америка может использовать новые возможности для расширения своего влияния в этом секторе. Очевидно, что в мире финансовая мощь какой-либо страны играет все более определяющую роль по сравнению с военной. Основная геополитическая борьба на Балканах ведется Германией, цель которой удержать регион в сфере европейского влияния, в частности, за счет вовлечения балканских стран в Евросоюз. Роль Германии определяется сегодня ее финансовой мощью. Она же удерживает еврозону от развала, несмотря на глубокий кризис в области налогообложения, который разразился на периферии Евросоюза. Недавний тур, предпринятый немецким канцлером Ангелой Меркель, и в особенности ее визит в Сербию, составляют часть прямого указания, направленного в сторону западнобалканских стран: ведите себя дисциплинированно в ваших усилиях по присоединению к Евросоюзу. С другой стороны, тем самым Берлин дал ясно понять, что Балканы (и в особенности Сербия) являются частью зоны немецкого влияния.
Это влияние реализуется прямым путем (через оказание непосредственной экономической помощи), а также опосредованно, через инвестиции немецких предприятий, которые уже давно оперируют в центральной Европе. Основной политический инструмент Германии — Евросоюз, понимаемый как политическое и экономическое, обладающее системой безопасности, образование, которое должно обеспечивать достижение долгосрочных интересов Германии. Соперником Германии в этом процессе является, разумеется, Россия. Москва желает играть не только роль «защитницы» Сербии на международной арене, но она пытается продвигать и свои собственные экономические интересы, в частности, в энергетической области. Эта стратегия уже давно позволяет России удерживать свою политическую хватку в бывших советских республиках. В то же время попытки России запустить советский проект, начатый, а потом прерванный в восьмидесятые годы по строительству атомной электростанции в Болгарии в 2000 МВт, привел к глубокому политическому конфликту между Москвой и Софией, но это также показатель того, что Россия старается соблюдать свои интересы и сохранить влияние в стране, являющейся членом Европейского союза. В «войне» за Сербию Россия, кажется, потерпела поражение, так как Германии за последние годы удалось стать основным коммерческим партнером Сербии и одним из самых крупных инвесторов в ее экономику.
Тем не менее, Россия не отказалась от идеи расширить свое влияние на Балканах, как демонстрирует соглашение о «борьбе с распространением наркотиков», которое Москва подписала с Сербией и Македонией, а в последующем надеется подписать также с Черногорией и Албанией, что должно воспрепятствовать потоку героина из Афганистана, который, по мнению российских властей, поступает в Европу через Косово.Другая региональная держава, которая старается распространить собственное влияние на Балканы, - это Турция. Концепция министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу о необходимости расширения турецкого влияния на всю территорию бывшей Оттоманской империи уже известна многим аналитикам, занимающимся данным регионом. Парадоксально, что русско-немецкое соперничество касается в основном Сербии, стратегически важной для территории Балкан, зато Турция нашла своего основного союзника в лице Косово. (Албания находится в сфере сильного итальянского влияния, поэтому Турции там трудно установить тесные политические и экономические связи).
По разным причинам, в основном политическим и историческим, у Турции мало шансов влиять на Сербию, хотя мировая экономическая реальность сегодняшних дней не позволяет исключать различного развития сценария. Такое положение вещей создает неблагоприятную ситуацию, в частности, для Косово. У Сербии есть преимущество именно потому, что она не входит в Евросоюз. Ей на пользу и тот факт, что она занимает стратегически важное положение в регионе как в военном, так и в политическом и экономическом отношении. Именно поэтому Сербия, хотя и подверженная давлению Германии, все-таки может ему противостоять, играя на российских интересах. Но основным фактором данного момента является то, что политическая элита Сербии связывает собственное будущее с Европейским Союзом, а отказаться от этой цели ради сближения с Россией, кажется ей слишком высокой ценой. Косово находится в другом положении. Действия Европы, выразившиеся в создании EULEX (специальной миссии Европейского союза), ICO, и других многосторонних механизмов, никогда не преобразовывались в политическую и экономическую заинтересованность. Европейские страны заинтересованы в основном в том, чтобы ситуация в Косово не ухудшалась, чтобы регион не стал опорой для организованной преступности, терроризма, коррупции и незаконной иммиграции. Именно эти соображения оправдывают возможную интеграцию Косово в Европейский Союз.