Сделав весьма неожиданный шаг, НАТО предложила Индии поделиться с ней своими технологиями противоракетной обороны. Предварительное предложение на сей счет, основанное на признании «общности угроз», с которыми сталкиваются НАТО и Индия, предусматривает предоставление технологий ПРО, а также возможность «совместной подготовки». Официальной реакции на это предложение пока не последовало, но если Индия на него согласится, она станет единственной, кроме России, союзницей Североатлантического альянса, не входящей в его состав.
Российские оговорки на сей счет хорошо известны, и скорее всего, Индия также не будет торопиться хватать наживку. Это объясняется, по меньшей мере, тремя факторами.
Во-первых, будучи в годы холодной войны неприсоединившимся государством, Индия дистанцировалась от блоковой политики. Хотя с тех пор обстановка и расстановка сил в мире существенно изменились, Индия по-прежнему придерживается этой политики, не вступая в альянс ни с одной страной, хотя сегодня Нью-Дели поддерживает стратегическое партнерство с рекордным числом стран. Существенно улучшив отношения с Соединенными Штатами за последние пять лет, Индия по-прежнему не испытывает желания вступать в соглашения, которые могут быть восприняты как дискредитирующие ее суверенитет и независимость. Здесь будет кстати вспомнить о том, что Индия официально не поддержала Инициативу по безопасности в области распространения (Proliferation Security Initiative), потому что ее выдвинули и продвигают Соединенные Штаты. Следовательно, на архитектуру ПРО под руководством США Нью-Дели может посмотреть с такой же точки зрения.
Во-вторых, хотя Индия сама работает над созданием отечественной ПРО, и с 2006 года осуществила четыре успешных перехвата, у нее нет никакой общности угроз с НАТО. В оценках ракетных угроз США отмечается, что угрозу НАТО представляет распространение ракетных технологий в проблемных государствах. ПРО рассматривается как необходимое средство для защиты от ограниченных атак баллистических ракет числом «до нескольких десятков». Соединенные Штаты и Североатлантический альянс активно заверяют Россию и Китай в том, что ПРО не предназначена для ослабления их сил ядерного сдерживания.
Для Индии ракетная угроза носит совершенно иной характер – она связана с наличием ядерных держав по соседству. Китай и Пакистан создали у себя внушительные ракетно-ядерные арсеналы неплохого качества. Последнее десятилетие обе страны укрепляют и развивают свой ракетный потенциал, наращивая запасы вооружений, увеличивая их дальность, точность, живучесть и надежность. Кроме того, Китай вкладывает средства в собственную ПРО и технологии радиоэлектронного подавления. Следовательно, те угрозы, которым должна будет противостоять индийская система ПРО, существенно отличаются от угроз НАТО, и нет никакой ясности в вопросе о том, сумеет ли Североатлантический альянс как-то согласовать представления об этих угрозах.
В-третьих, хотя научно-исследовательские круги Индии с эйфорией говорят об успешно осуществленных четырех перехватах, двух внутриатмосферных и двух внеатмосферных, последствия ПРО для стратегической стабильности пока до конца не ясны. Ядерная доктрина Индии основана на сдерживании с помощью угрозы ответного удара. Это по сути дела подразумевает то, что любое применение ядерного оружия приведет к гарантированному ответному удару, который нанесет «неприемлемый ущерб». Остерегаясь ядерной войны, Индия выступает в целом против сдерживания воспрещением и соглашается с классической логикой ядерного сдерживания, состоящей в том, что сдерживание оптимально обеспечивается возможностью взаимного уничтожения. Это также лучший способ для обеспечения стратегической стабильности.
Но появление ПРО у Китая нарушает это уравнение. Индия не может возлагать надежды на создание сдерживающего равновесия с китайской ПРО, если не создаст собственную аналогичную систему. А это, в свою очередь, создает трудности в ее отношениях сдерживания с Пакистаном. Но у Пакистана, между тем, нет научно-технических знаний и средств для создания собственной ПРО, в связи с чем он, скорее всего, либо будет наращивать свой ракетный арсенал и оснащать ракеты средствами радиоэлектронного подавления (купленными у Китая), либо заключит некое соглашение о покупке средств ПРО или о их совместном использовании с кем-либо из союзников, скорее всего, с тем же Китаем.
Следовательно, ПРО может нарушить стабильность сдерживания в двух ядерных диадах в регионе. Развертывание системы ПРО одной стороной подтолкнет другую к разработке и развертыванию средств противодействия либо передовых наступательных вооружений против ПРО. Таким образом, страны попадут в спираль наступательно-оборонительной гонки. А это приведет к гонке вооружений не только по системам наземного базирования, но и по средствам разведки и слежения в космосе, а также по системам навигации, поскольку противники будут стремиться к повышению точности своих ракет, а также их маневренности на участке подлета к цели во избежание перехвата. Тогда автоматически возникнет тенденция развития противоспутниковых систем и стратегии упреждающих действий с целью ослабления систем космического базирования противника. Таким образом, вполне вероятно, что с появлением ПРО в трех странах факторы неопределенности и незащищенности будут усиливаться, а не уменьшаться.
Поскольку Индия в настоящее время пытается найти оптимальный ответ на ракетные угрозы, предложение НАТО поделиться с ней «технологиями обнаружения и перехвата ракет» выглядят весьма интересно. Это предложение прозвучало в момент, когда индийские технологии ПРО находятся на подъеме, когда стабильность в Пакистане ослабевает, а неоднозначность намерений Китая усиливается. Нет ли в этом предложении более глубокого подтекста? Индия должна провести его тщательный анализ по всем параметрам.