Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономика мира в Афганистане

© REUTERS / Ahmad MasoodАфганский Кабул
Афганский Кабул
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теракты с использованием смертников, убийства высшего афганского руководства, жестокие нападения на Чарикар и другие места в окрестностях Кабула, столицы Афганистана, а также резкое увеличение жертв среди гражданского населения от ударов беспилотников, ставят под угрозу вывод американских и натовских войск из страны.

Кабул - Теракты с использованием смертников, убийства высшего афганского руководства, жестокие нападения на Чарикар и другие места в окрестностях Кабула, столицы Афганистана, а также резкое увеличение жертв среди гражданского населения от ударов беспилотников, ставят под угрозу вывод американских и натовских войск из страны. Насилие стало настолько распространенным, что Ахмед Рашид, известный эксперт по Талибану, пришел к выводу, что единственным вариантом является ускорение мирного процесса посредством диалога с повстанцами.

Экономика того, как будет выглядеть мир в Афганистане, должна быть важной частью любых переговоров. Но что именно влечет за собой экономика мира, и почему это так важно?

Одна из основных задач должна заключаться в трансформировании обширной подпольной экономики Афганистана, которая выжила, несмотря на присутствие большого количества сил НАТО, создавая выгодные условия для Талибана и других групп, участвующих в боевых действиях. Для реинтеграции этих воюющих сторон в продуктивную экономику потребуются изменения в политике, в том числе быстрое возобновление планов развития сельских районов и поощрение местного предпринимательства, общественных работ и других правовых действий.

В частности, США вместе с другими донорами и странами, предоставляющими войска для НАТО, должны прислушаться к «десяти заповедям» во время и после переговоров.

Во-первых, применить изречение Т. Е. Лоуренса (Лоуренса Аравийского), что лучше позволить «им» делать это, чем пытаться «сделать это лучше» для них. Таким образом, нужно позволить национальным переговорщикам, местным лидерам и общинам определить то, в чем нуждается их экономика и какие у нее приоритеты, а также позволить повстанцам определить предпочтительное для них место для реинтеграции. До тех пор пока участники не будут уполномочены и не вступят во владение, программы не будут устойчивыми, ресурсы будут тратиться впустую и мир не устоит.

Во-вторых, обеспечить интеграцию – а не просто координацию – экономических факторов в политическую повестку дня и мероприятия по обеспечению безопасности. Это повлечет за собой использование реинтеграции и других экономических программ в качестве стимулов для поддержания переговоров, а также поддержит мир и стабильность в долгосрочной перспективе.

В-третьих, поддержка мирного соглашения, разработанного в соответствии с финансовыми и техническими возможностями страны для их реализации. Для этого нужны обоснованные прогнозы внутренних налоговых поступлений, а также помощи, в том числе правильное сочетание иностранного опыта для поддержания этого процесса. Нужно избегать чрезмерно оптимистичных прогнозов, которые приводят к неработоспособным планам и необоснованным ожиданиям, которые правительство не будет в состоянии выполнить, как это, например, произошло в Гватемале, когда в ней закончилась гражданская война.

В-четвертых, канал помощи через бюджет центрального правительства или через местные органы власти, чтобы чиновники могли приобрести легитимность путем предоставления услуг и инфраструктуры, а также предоставить субсидии и программы поддержки цен, чтобы заменить опиумный мак законными культурами, такими как хлопок, который производился в прошлом.

В-пятых, обеспечить, чтобы такая помощь быстро переходила от краткосрочных гуманитарных целей – для спасения жизней и кормления тех, кто отказался от войны – к восстановительным работам, направленным на создание инвестиций, рост продуктивности и устойчивой занятости, которые позволят людям вести достойную жизнь. Следует избегать неудачи – такой, которая произошла на Гаити после разрушительного землетрясения, – чтобы перейти от первой стадии ко второй.

В-шестых, разработка хорошо спланированных и синхронизированных программ для демобилизации, разоружения и реинтеграции, которые являются непременным условием для того, чтобы переход от войны к миру принял необратимый характер. При этом следует помнить, что дилемма «неопределенности против специфичности» также касается и экономических вопросов. Слишком много специфичности в некоторых переменных и слишком много неопределенности в отношении других потребовало проведения повторных переговоров по соглашению «земля в обмен на оружие» в Сальвадоре, чтобы его реализовать.

В-седьмых, создание различных программ для высших командных чинов, которые обеспечат большую ориентацию, подготовку, доверие и техническую помощь. ООН признала более высокие результаты от «плана-600» в Сальвадоре, чем от программ для военных более низкого ранга, которым не хватало такой поддержки.

В-восьмых, увеличить поддержку НПО успешной регистрацией создания предприятий в сельских районах, в ковроткачестве, ювелирном дизайне или любой другой деятельности, которую Афганистан хочет развивать. Активная политика для продвижения новых проектов и расширения местных компаний посредством кредитования, обучения и технической поддержки является императивом.

В-девятых, создание зон экономической реконструкции, чтобы дать импульс устойчивой экономической деятельности, создание рабочих мест и доходов от экспорта, улучшение эффективности использования и подотчетности в отношении средств, выделяемых в виде помощи, а также недопущение попадания страны в зависимость от иностранной помощи. Зоны могут включать в себя совместно и сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся производством товаров для внутреннего потребления, и трудоемкие производства и аграрные компании для экспорта. США и другие страны должны открыть свои рынки для товаров, произведенных в этих зонах.

Наконец, убедиться, что политические или мирные цели преобладают все время, даже если это задерживает экономическую стабильность и развитие. Это часто означает признание того, что оптимальные и наиболее практичные экономические политики являются недостижимыми – или даже нежелательными. Независимость центрального банка и правило управления бюджетом «нет овердрафта» почти наверняка окажутся слишком ограничивающими, чтобы проводить деятельность в поддержку мира в Афганистане.

В урегулировании афганской войны правительство и доноры должны стремиться к тому, чтобы избегать практики невыполненных обещаний, которая наносила ущерб реконструкции страны в прошлом. Только тогда Афганистан сможет вырваться из своего многолетнего порочного круга насилия, коррупции, безработицы, торговли наркотиками и зависимости от иностранной помощи.

Грациана дель Кастильо – автор книги «Восстановление стран после вооруженных конфликтов», занимала должность старшего исследователя в Колумбийском университете