Москва – Капсула российского «Союза» с тремя космонавтами с Международной космической станции успешно приземлилась в пятницу в степях Казахстана, но без нервотрепки не обошлось, так как в процессе вышла из строя связь.
Космонавт НАСА Рон Гаран (Ron Garan) и российские космонавты Андрей Борисенко и Александр Самокутяев приземлились в 10 утра по местному времени в 150 километрах к югу от города Жезказган. Космонавты вернулись на Землю после 164-дневного пребывания в космосе.
На протяжении нескольких минут «Союз ТМА-21» не отвечал на вызовы, осуществлявшиеся из Центра управления полетами, расположенного в Королеве, недалеко от Москвы. Это произошло спустя некоторое времени после того, как капсула покинула орбиту. В конце концов появилась связь между экипажем и самолетом Ан, задействовнным для поиска капсулы.
Приземление на территории, определенной всего лишь за секунды до стыковки с Землей, прошло гладко.
Российский космонавт Сергей Волков, космонавт НАСА Майкл Фоссум (Michael Fossum) и Сатоши Фурукава (Satoshi Furukawa), космонавт японского космического агентства JAXA, остаются на борту Международной космической станции и должны вернуться на Землю 22 ноября.
Еще предстоит понервничать в процессе подготовки к их возвращению. В «Роскосмосе» в пятницу объявили, что оно будет осуществляться на пилотируемом «Союзе», который запустят с Байконура 14 ноября. Ранее на этой неделе в «Роскосмосе» объявляли, что запуск будет осуществлен 12 ноября.
Учитывая проблемы, возникшие с доставкой миссии на МКС в прошлом месяце, российскому космическому агентству «Роскосмос» пришлось отложить запуск до октября. Еще одна задержка практически наверняка будет означать, что придется оставить космическую станцию без человеческого присутствия. Космонавты постоянно присутствуют на борту уже почти одиннадцать лет.
С тех пор, как ранее в этом году завершилась американская космическая программа «Спейс шаттл», в деле доставки американских космонавтов на Международную космическую станцию НАСА приходится целиком полагаться на Россию.
В пятницу официальные представители российской космической отрасли запустили отлично отрепетированную операцию по поиску и возвращению «Союзов», в которой задействуются поисковые циркулирующие полеты на четырнадцати вертолетах МИ-8, а также более полудюжины вездеходов
«Эти вертолеты достигают запланированной для приземления территории и зависают там до тех пор, пока не получат подтверждение о том, где точно приземлился «Союз». Но, на самом деле, мы совсем не висели над точкой сегодня, мы прилетели сразу к месту посадки», – рассказал с места приземления «Союза» представитель НАСА Джош Баерли (Josh Byerly).
Самокутяева, занимавшего в капсуле центральное кресло, достали первым и первым переместили в медицинское кресло для осмотра. На осмотре, пока медсестра вытирала ему лоб и замеряла кровяное давление, он выглядел явно обессиленным, но пребывал в хорошем настроении.
Сверкающий улыбкой Гаран был усажен в кресло осмотра следующим, а еще через несколько минут за ним последовал и Борисенко.
Все трое мужчин затем были перемещены в креслах в полулежачем положении в надувной медицинский шатер, расположенный в тридцати метрах от места посадки, там им предстояло сменить скафандры на более удобную одежду перед отправкой домой.
По этому поводу среди причастных официальных лиц царил душевный подъем, звучали взаимные поздравления, чиновники позировали перед камерами. Кто-то достал фотографию, на которой российский космический первопроходец Юрий Гагарин запечатлен вместе с конструктором ракеты Сергеем Королевым, в честь которого назван московский Центр управления полетами.
Сначала троих космонавтов доставят на вертолетах в казахский город Караганду, после чего Самокутяев и Борисенко улетят на Чкаловский аэродром под Москвой, а Гаран отправится напрямик в Соединенные Штаты вместе с группой технической поддержки из НАСА.
Российский ЦУП не мог установить прямую аудиосвязь с капсулой с момента, когда она покинула орбиту и до приземления. В Центре постоянно повторяли позывной «Тарханы» и запрашивали ответа, но ответа не приходило.
Тем не менее, по полученному пикающему звуковому сигналу стало известно, что процесс отделения модуля прошел успешно. За несколько минут до приземления с техники, поднятой в небо, было передано сообщение о раскрытии посадочного парашюта в зоне видимости, вскоре после этого центр управления посадкой, расположенный на борту парящего над территорией самолета «Антонов» получил сообщение от экипажа капсулы о том, что с экипажем все в порядке.
Капсула мягко приземлилась в десять утра по местному времени (примерно без тридцати секунд) в пустой степи, подняв облако пыли и накренившись на один бок.
Само «заваливание» капсулы на бок не является чем-то необычным, но несколько удлиняет процесс извлечения космонавтов.
Судно, на котором команда возвращалась, было прозвано «Гагариным», поскольку экипаж стартовал с Байконура – космодрома, расположенного в южной части Казахстана. Старт миссии произошел 4 апреля, всего на 8 дней раньше 50-летней годовщины первого полета человека на орбиту, осуществленного Юрием Гагариным.