Сегодня поутру белорусские и российские солдаты плечом к плечу вступили в бой с воображаемым противником. 16 сентября на огромных полигонах Ашулук и Гороховецкий в России начались амбициозные маневры «Щит Союза — 2011». Одной пиротехники взорвут 15 тонн, а выпивать 12 тысяч бойцов будут 120 тонн воды в сутки.
Чтобы не раздавили, как Каддафи
Из Белоруссии на учения уехали пять тысяч военнослужащих — тридцать эшелонов с живой силой и техникой.
Предыдущие маневры союзников — «Запад-2009» (помните, когда Медведев прилетал в Белоруссию и подарил золотистый пистолет Коле Лукашенко) — поставили на уши Европу: мол, планируется удар по странам Балтии!
Нынешние учения в глубине России не будут так дразнить НАТО. Впрочем, по мнению белорусского военного аналитика Александра Алесина, минские и московские стратеги хоть и говорят все чаще об угрозах в Центральной Азии (под которые и затачивают ОДКБ), на «Щите Союза» все равно держат в голове не битву с талибами, а скорее, ливийский сценарий.
У талибов, слава богу, воздушных армад нет. А на стартовавших учениях отрабатывают именно прикрытие сухопутных войск от массированного применения ударной авиации, отметил Алесин в интервью для Naviny.by.
Именно так натовские летуны подавили силы Каддафи. Этот сюжет показал: без сильной ПВО танки и бронемашины — только мишень для пилотов.
До «Триумфа» далеко
Кстати, когда недавно на том же Ашулуке отдельно тренировались ПВОшники СНГ, командующий ВВС и войсками ПВО Белоруссии генерал-майор Сергей Лемешевский заявил: «В рамках соглашения о создании единой системы ПВО России и Белоруссии мы спланировали закупку в России новой ракетной техники, в том числе и ЗРС С-400».
СМИ тут же запестрели утвердительными заголовками типа «Белоруссия скоро закупит новейшие российские комплексы «Триумф» (это второе имя С-400). Но кто мониторит тему профессионально, тот помнит: о таком намерении белорусские генералы заявляют не первый год. Однако пока ситуация — целиком в духе российской поговорки: съесть-то он съест, да кто ж ему даст!
К слову, главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин позволил себе ремарку по поводу бодрого заявления белорусского коллеги: мол, что касается оформления единой системы ПВО, то пока «до конца эту процедуру не прошли. Есть вопросы по Белоруссии».
Почему белорусское руководство не спешит расставлять в этом деле точки над «і», мы скажем чуть ниже. Пока же отметим: вопрос поставки новейшего российского оружия ближайшему союзнику упирается отнюдь не в организационные неувязки, а в банальное «самим мало».
«Недопеченное» оружие России
12 сентября «Независимая газета» сообщила: загвоздка в том, что в самой российской армии комплектование полков и дивизионов системами С-400 идет ни шатко ни валко.
«Министр обороны РФ Анатолий Сердюков не раз заявлял о необходимости постройки нескольких новых заводов по производству ракетных систем ПВО. Но оборонная промышленность, похоже, не справляется», — констатирует московское издание, глубоко копающее военную сферу.
Сами понимаете, постройка заводов — долгая песня. К тому же речь идет не только о коробках цехов. Нужны современное оборудование и квалифицированные кадры. Последних российской оборонке катастрофически недостает: невзгоды минувших двух десятилетий вымыли толковых специалистов, как брандспойтом.
Сегодня же россияне делают оружие на добитых станках. В частности, хотя к С-400 горделиво клеят ярлык «новейшие», они еще сырые, «недопеченные», поянил Александр Алесин. Например, на них используются старые ракеты от С-300.
Короче, и «Триумфы», и «Искандеры» (помните, было несколько информационных волн: дескать, вот-вот эти ОТРК появятся в синеокой республике, у границ НАТО) Белоруссия получит в лучшем случае лет через десять, прогнозирует наш эксперт.
Куда же деваются солидные суммы нефтедолларов, ассигнуемые российским руководством на ВПК и армию? Александр Алесин отмечает, что значительная часть этих средств растворяется непостижимым образом: «Думаю, виной здесь колоссальная коррупция». Об этом же открытым текстом говорят и российские аналитики.
Кстати, во многом из-за коррупционной составляющей, добавляет Алесин, российское оружие белорусам еще и не по карману. Ну, можно, на худой конец, раскошелиться на автоматы, амуницию, а вот танки, самолеты для белорусского бюджета — непозволительная роскошь.
Разве что б/у по дешевке подфартит прикупить. По сведениям московского «Коммерсанта», сейчас наклевывается вариант покупки Белоруссией у России после модернизации на авиазаводе в Барановичах партии истребителей Су-30К, которыми уже вдоволь попользовалась Индия. Короче, на тебе, боже, что нам негоже!
Ни пушек, ни масла
Итак, картина безрадостная. Слава российского оружия меркнет. ВПК развален. Москва сама закупает беспилотники в Израиле, а вертолетоносцы во Франции. Щит военного союза с Минском изрядно проржавел. Кремль при всем желании не может нормально вооружить даже ближайшего союзника — Белоруссию.
И это — фрагмент общего глубокого кризиса России. Она остается отсталой сырьевой страной. Убери доходы от нефти — неминуемый коллапс.
Даже если вынести за скобки милитаристский аспект белорусско-российской интеграции (пушки, чай, не масло, перебьемся), то остается висеть вопрос: а что нам даст вползание в Таможенный союз и ЕЭП — проекты Путина, привязывающие Синеокую к отсталой, разъеденной коррупцией вчерашней (и только ли вчерашней?) империи?
«Без западных рынков и технологий Белоруссии каюк», — убежден Алесин.
В принципе, официальный Минск осознает необходимость западного вектора. Отсюда и нынешний приступ «гуманизма», когда пачками выпускают политзаключенных, — это ведь жесткое условие Брюсселя и Вашингтона для разморозки отношений. И его приходится выполнять, когда стало тяжело наскребать не только на пушки, но и на масло.
Танки НАТО — страшилка для Кремля
Другое дело, что в отношения режима с западниками заложен системный конфликт на почве ценностей. В плане ментальном авторитарная Россия белорусской правящей верхушке ближе. Но именно потому, что в Минске хорошо знают политические традиции и нравы восточной соседки, здесь побаиваются византийского коварства.
При обилии слов о стратегическом союзе и братстве по оружию Минск в 2008 году мало того что не бросился поддерживать войну восточной союзницы с Грузией, так еще и не признал Абхазию с Южной Осетией. Москва сильно обиделась, долго пеняла и выкручивала руки. Теперь обида перекипела, но недоверие между союзниками осталось.
Заметьте: что-то давно не звучат фанфары по поводу разрекламированной несколько лет назад Единой региональной системы ПВО Белоруссии и России, которая, как тогда трубили, якобы вот-вот… Да, чисто технически все состыковано (еще с советских времен по большому счету). Но — белорусское руководство не спешит решать вопрос о командующем ЕРС ПВО.
«Лукашенко не хочет, чтобы команду на старт ракет давал кто-то в Москве», — высказывает свою версию Алесин.
Действительно, ведь делегирование полномочий такого рода — это тоже расставание с кусочком власти. А также дополнительный риск конфронтации с Западом. Готовность лечь под натовские танки — это лишь риторическая фигура Минска, когда надо выбить у Москвы денег, а так — с проклятыми буржуинами лучше ладить.
По мнению Александра Алесина, уже один только инстинкт политического самосохранения будет толкать белорусского официального лидера на некую игру с Западом.
Ну а «Щит Союза» на Ашулуке хорош еще и тем, что, как сообщает БЕЛТА, «белорусские системы залпового огня «Смерч» смогут стрелять на максимальной дальности — до 70 км. В Белоруссии возможности по проведению таких стрельб ограничены из-за малой площади полигонов».
Короче, и настреляемся вволю, и поляки с литовцами могут спать спокойно.