МОСКВА — Михаил Прохоров, российский миллиардер, который на этой неделе назвал надувательством всю здешнюю политическую систему, сказал в интервью, что он стал жертвой внутренних разборок в Кремле.
Г-н Прохоров, банкир и горнорудный магнат, купивший в прошлом году баскетбольную команду New Jersey Nets, заговорил после того, как был отстранен от лидерства в новой политической партии, которую он назвал марионеточной организацией, контролируемой Кремлем. Но в интервью он опроверг мнение о том, что в настоящее время он борется с правительством премьер-министра Владимира Путина — это имело бы зловещие последствия.
Не утративший расположения правящей элиты, г-н Прохоров сказал, он поссорился с одной из двух закулисных групп, которые объединяются во враждующие лагеря. Один лагерь, по его словам, выступает за реформы, направленные на диверсификацию экономики и избавление ее от нефтяной зависимости, а также за открытие политической системы для конкуренции. Другой стремится сохранить статус-кво.
«В России все бои ведутся внутри», — г-н Прохоров сказал за чашкой чая в кабинете своего здания группы компаний, демонстрируя присущее ему обычное удивительное спокойствие.
Он назвал свое трехмесячное руководство партией «Правое дело» попыткой консолидировать реформаторов под одним знаменем, в том числе тех, кто сейчас в правительстве.
«Битва становится все более острой, потому что нам нужны программы, за которые люди должны голосовать, и в некотором смысле важно сохранить спокойствие, конструктивность и позитивизм, — сказал он. — Человек, который берет на себя бремя лидерства на этом этапе, станет проводником нового движения. У наших главных лидеров много советников, которые являются представителями одного крыла или другого, и борьба продолжается».
Хотя мало кто ожидает здесь, что г-на Прохорова постигнет участь Михаила Ходорковского, который попал в тюрьму, бросив вызов политическому контролю Кремля, его статус общественного деятеля никогда не казался столь шатким.
Контролируемый государством телеканал НТВ в пятницу показал передачу, разоблачающую связь члена «Правого дела» с организованной преступностью, а правительственные СМИ просто проигнорировали призыв г-н Прохорова выгнать чиновника, которого он обвинил в своем смещении. Но г-н Прохоров сказал, что у него все еще есть сторонники внутри системы – там, где по его словам, ведется настоящее «сражение».
Несколько советников и помощников президента и премьер-министра позвонили, чтобы поздравить его с выступлением в четверг, сказал он, хотя отказался назвать их, чтобы не навредить. «Они сказали мне "молодец"»,— сказал он.
«Я участник этой битвы за победу инновационного крыла», — сказал он.
В своем выступлении в четверг он назвал партию «Правое дело» «марионеткой» Кремля. Политикой в России, по его словам, дирижирует «кукловод» в администрации президента Владислав Сурков, который долгое время был политическим советником г-н Путина и президента Дмитрия Медведева.
Г-н Прохоров сказал, что он был «немного наивным», когда согласился возглавить «Правое дело». Он согласился сделать это после встречи этой весной с г-ном Медведевым, сказал он, полагая, что получил полную свободу действий вести кампанию по своему усмотрению.
«Мне никогда не приходило в голову, что некоторые сотрудники наложат определенные ограничения», — сказал он.
Но в течение первого месяца, сказал он, ему звонили из офиса г-на Суркова. Сначала, по его словам, это были «дружеские контакты» с предложениями принять определенных людей в партию и исключить других. Позже, по его словам, они стали требовать.
«Нельзя воспринимать администрацию и правительство, как монолит, — сказал он. — Есть много людей с разными идеями, и они становятся все более поляризованными по мере того, как ситуация в России и мире меняется».
Он сказал, что оба лидера страны «думают одинаково и находятся в одной команде», но их последователи борются за влияние. «Мы слышим о левом крыле "Единой России" и правом крыле "Единой России", — сказал он о партии, возглавляемой г-ном Путиным. — Там идет настоящая бурная дискуссия».
Он выразил надежду на встречу с г-ном Путиным или г-ном Медведевым в течение 10 дней, а затем решит, следует ли создавать новую политическую партию взамен «Правого дела». По информации на пятницу, ни г-н Путин, ни г–н Медведев не согласились на встречу.