На следующей неделе в Москве планируется проведение переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Примечательность этой встречи состоит в том, что по ее итогам ожидается принятие решения о возобновлении официальной работы указанного переговорного механизма.
Стоит, правда, оговориться, что подобные ожидания официализации работы переговорного формата «5+2» оказались тщетными в июне этого года во время так называемого первого раунда московских консультаций. Что тогда помешало разблокированию переговорного процесса, до сих пор окончательно непонятно. То ли Тирасполю удалось выкрутиться из тисков российской дипломатии, то ли Москве не очень-то и хотелось чрезмерно давить на приднестровскую сторону в условиях, когда нынешняя правящая команда в Кишиневе не готова гарантировать российские «бонусы» в ответ на возможное восстановление территориальной целостности Республики Молдавия. Есть еще третья, неофициальная, версия срыва тогдашней встречи формата «5+2» — диссонанс во властных структурах Российской Федерации в контексте приближения президентских выборов. «Силовики» и окружение Владимира Путина якобы выступают против инициативы Дмитрия Медведева способствовать реинтеграции Республики Молдавия в обмен на позитивное решение других, более важных для Москвы, вопросов в ее диалоге с Европейским Союзом. Помимо этого существует еще несколько конспирологических теорий относительно того, почему в июне, что называется, «не срослось», включая возможность работы «кротов» команды Владимира Путина в ведомствах, контролируемых действующим российским президентом.
И если для Евросоюза, США, Украины и ОБСЕ июньская страничка переговорного процесса уже перевернута (всех интересует лишь гарантия сентябрьского результата), то России за оставшиеся до переговоров несколько дней, очевидно, придется должным образом разобраться с причинами летнего провала: как-никак, от позитивного результата переговоров по приднестровскому урегулированию сейчас зависит престиж российской дипломатии. Как стало известно ZN.UA от заслуживающих доверия дипломатических источников, представители России «на полях» конференции по расширенным мерам доверия в процессе приднестровского урегулирования, состоявшейся на днях в немецком городе Бад Райхенхалль, практически со стопроцентной уверенностью заверили высоких европейских и американских чиновников, что их приезд в Москву 22 сентября для продолжения встречи формата «5+2» не окажется вновь напрасной тратой времени. Тьфу-тьфу, как говорится, чтоб «не сглазить».
Сегодня все понимают: несмотря на то, что ответственность за достижение позитивного результата московской встречи (т.е. решение о возобновлении официальной работы формата «5+2») в значительной степени лежит на России, большим вопросом для всех международных игроков остается выведение переговорного процесса в конструктивное русло. Основа для переговоров (в буквальном смысле «бумага» на переговорном столе) на данном этапе отсутствует. Напомним, последним документом, официально рассматривавшимся в рамках формата «5+2» еще в 2005–2006 гг., был украинский план урегулирования. Появление новых документов на повестке дня формата «5+2» пока остается открытым вопросом — российский концепт объединения Молдавии является, говорят, не очень приемлемым для одной из сторон, а широкий консенсус международных посредников и наблюдателей относительно того, как решить приднестровскую проблему, все еще отсутствует. Слава Богу, что хотя бы возобновление официальных переговоров в формате «5+2» по тем или иным причинам на данном этапе стало общей целью России и Запада.
Отсутствует консенсус и относительно принципов ведения переговорного процесса: ключевые разногласия, естественно, существуют относительно территориальной целостности Республики Молдавия. Безусловно, творец и бессменный лидер Приднестровья Игорь Смирнов вряд ли согласится подписаться под формулировкой о территориальной целостности Молдавии, особенно с учетом декабрьских президентских выборов, в которых он, очевидно, планирует не только принять участие, но и выиграть.
Да и внутриполитическая ситуация в Молдавии остается непростой — выход из конституционного кризиса так пока и не найден. В случае неудачной попытки избрать президентом страны сегодняшнего кандидата от правящего альянса — спикера парламента Республики Молдавия Марианна Лупу, страну ожидают еще одни досрочные парламентские выборы весной следующего года либо переформатирование нынешней проевропейской коалиции и выдвижение в президенты альтернативного кандидата, возможно, действующего премьер-министра Влада Филата. Буквально на днях Влад Филат и Марианн Лупу перед объективами телекамер «обменялись комплиментами» в духе «лучшего» украинского опыта времен Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. В этих условиях приднестровская карта является довольно чувствительным инструментом влияния на электоральные настроения в Молдавии. «Недостаточные», с точки зрения интересов внутренней политики, успехи молдавской делегации на переговорах по приднестровскому урегулированию в Москве вполне могут быть истолкованы как торг национальными интересами. Марианн Лупу, например, уже успел осудить факт встречи своего партнера по Альянсу Влада Филата с Игорем Смирновым в Германии, усмотрев в этом «промоушен» лидера непризнанного Приднестровья.
Остается надеяться, что молдавская сторона подойдет к московской встрече с учетом стратегического видения ситуации, т.е. понимая приоритетность самого факта возобновления официальной работы «5+2», а не очередного подтверждения именно в данный конкретный момент территориальной целостности своего государства в угоду сиюминутным внутриполитическим дивидендам.
Таким образом, московская встреча в формате «5+2» окажется «тест-кейсом» не только для Москвы, а и для Кишинева, которому главное в этой ситуации не поддаться на провокации и отделить национальные интересы от внутрипартийных.
Чем бы ни закончилась встреча формата «5+2» в Москве, большинство экспертов сходится во мнении, что прорывов в урегулировании конфликта сейчас ожидать не следует. Во-первых, по большому счету, сам термин «официальная работа консультативного формата» (каким является «5+2» в условиях отсутствия прямого диалога между руководством Кишинева и Тирасполя) даже звучит нелепо. Однако западные дипломаты почему-то до сих пор в это упорно не хотят верить. Во-вторых, от самого факта возобновления «официальных консультаций» документ с магической формулой урегулирования приднестровского конфликта на столе переговоров не появится — его нужно разработать, причем желательно транспарентно и с учетом интересов всех задействованных сторон. В-третьих, выборы в России, Приднестровье и, что очень возможно, в самой Молдавии заморозят любой сколько-нибудь субстантивный диалог на тему приднестровского урегулирования как минимум до весны-лета 2012 г.
Самое обидное то, что в этих условиях основными заложниками ситуации остаются простые люди, живущие в условиях перманентного стресса из-за неурегулированного статуса своей территории. Быть может, политики наконец-то вспомнят и о них, ведь около 90 тыс. граждан Украины, 140 тыс. граждан России и ориентировочно до 200 тыс. граждан Молдавии, проживающие в непризнанном Приднестровье, так же, как и все мы, достойны лучшей жизни.