Акционеры компании South Stream подписали в Сочи соглашение о прокладке по дну Черного моря газопровода, направленного против Украины как транзитной страны и против Nabucco как альтернативного транспортного коридора.
Для чего нужен «Южный поток»? Ну, понятное дело, для «укрепления энергетической безопасности Европы», как сказано на официальном сайте зарегистрированной в Швейцарии компании South Stream AG. А еще для чего? Для того, чтобы раз и навсегда положить конец зависимости "Газпрома" от транзита газа через Украину. Это в очередной раз публично подтвердил российский премьер Владимир Путин, запуская в начале сентября первую нитку трубопровода «Северный поток». А еще у «Южного потока» есть неофициальная, но совершенно очевидная задача: во что бы то ни стало сорвать прокладку Nabucco или какого-либо другого газопровода, который мог бы доставлять в Европу газ из прикаспийских государств в обход России.
Проект South Stream: очень дорогой или сверхдорогой?
«Скажите, а деньги вы с помощью этого проекта вообще-то собираетесь зарабатывать?» - хочется спросить топ-менеджеров Газпрома, но вопрос явно не по адресу. «Южный поток» - это проект политический, точнее говоря, геополитический, а потому о его экономической выгодности и о перспективах окупаемости речь не идет. Такое в российско-советской истории случалось уже не раз.
Стоимость «Северного потока», проложенного по дну Балтийского моря, составила с учетом банковских процентов, согласно официальной информации, 8,8 миллиарда евро. Это примерно в два раза больше, чем первоначально планировалось. «Южный поток» собираются проложить по дну куда более глубокого Черного моря и по целому ряду стран Юго-Восточной Европы за 15,5 миллиардов евро. Правда, есть оценки, что все это удовольствие может обойтись в 24-25 миллиардов евро. Но пусть будет 16 миллиардов. Это все равно примерно в два раза больше, чем ушло на строительство Nord Stream. Доля Газпрома в проекте - 50%.
Наказание для Украины
Итак, Газпрому предстоит заплатить, как минимум, 8 миллиардов евро, основная часть которых будет взята к тому же в кредит, за неспособность Москвы нормально договориться с Киевом о цивилизованных условиях транзита газа через территорию Украины. Это нельзя расценить иначе, как провал российской внешней политики, даже если основная вина за срывы договоренностей лежит на украинской стороне. Дипломатическое искусство в том и состоит, чтобы уметь договариваться с самыми неудобными соседями, если речь идет о жизненно важных интересах твоей страны! Или Москва вовсе не собирается договариваться, а просто стремится получить рычаг давления на Киев? Мол, захотим, пустим газ по вашей территории, не захотим, он пойдет в обход по «Южному потоку».
Но вот что странно: договориться о нормальном транзите газа через Украину в Москве считают невозможным, а вот в Таможенный союз эту страну, тем не менее, зазывают, хотя в данном случае затрагиваются финансовые интересы, по сравнению с которыми 8 миллиардов - просто копейки. В общем, сплошные политические игры, а не экономические расчеты.
Пропаганда против Nabucco дала обратный результат
Укреплению доверия со стороны Евросоюза такого рода интриги не способствуют. Особенно в отношении Nabucco Москва явно перегнула палку. Вместо того, чтобы попытаться найти компромисс и договориться, скажем, о большом совместном общеевропейском проекте или о координации нескольких трубопроводов, она решила идти напролом. За последние года полтора-два лично я не помню ни одного энергетического форума с участием российских представителей, где бы с их стороны не велась прямо-таки назойливая дискредитация этого европейского детища.
Пропагандистско-саркастическое наступление осуществлялось по одной и той же схеме: Россия, дескать, не против этой трубы, но ее, ха-ха-ха, надо еще заполнить газом, а вам, европейцам, его пока еще ни одна прикаспийская страна не продала. В какой-то момент к подобной «разъяснительной работе» подключился даже такой политический тяжеловес, как бывший канцлер Германии и председатель комитета акционеров «Северного потока» Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder).
Результат оказался, как не раз случалось в истории российско-советской пропаганды, прямо противоположным ожидавшемуся. В Брюсселе окончательно уверились в том, что Россия стремится монополизировать пути транспортировки газа с востока и контролировать поставки из каспийского региона. Так что теперь можно исходить из того, что ЕС во что бы то ни стало в той или иной форме осуществит-таки проект «Южного коридора» в обход России, будь то Nabucco или один из альтернативных вариантов. В итоге сверхдорогой South Stream получит конкурента, который будет поставлять газ в те же самые страны, что и он сам. Рентабельность проекта от этого вряд ли возрастет. Тем более что очень уж оптимистичные прогнозы относительно роста спроса на газ в Европе могут оказаться иллюзорными.
Западные компании, случается, тоже ошибаются
Ну, а что же зарубежные участники «Южного потока»? Почему они готовы тратить миллиарды? Они что, ничего этого не понимают? Понимают, но ведут свою игру. Так, немецкая компания Wintershall перед тем, как дать согласие, выторговала у Газпрома разрешение на расширение газодобычи в Сибири. А французский гигант электроэнергетики EdF ухватился за возможность войти в газовый бизнес, чтобы дать отпор своему отечественному конкуренту GdF Suez, укрепляющему позиции на рынке электричества. К тому же не исключено, что Газпром посулил своим партнерам, присоединившимся к сильно политизированному проекту, скидки при поставках газа. Наконец, большие западные банки и компании, как мы периодически убеждаемся, тоже совершают ошибки.
Андрей Гурков - экономический обозреватель Deutsche Welle.