Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чехия в тисках

Прагу ждет будущее энергетического протектората Москвы? Если мы используем возможности, которые нам дает членство в ЕС, это не должно произойти. А как только мы начнем использовать водородный цикл, наше положение станет еще лучше.

Чехия газопровод
Чехия газопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все свидетельствует о том, что внешняя политика России принесет большие успехи. Если и дальше все пойдет по сценарию Кремля, два газопровода, красноречиво названные «Северный поток» и «Южный поток», принесут в Западную Европу российский газ. И принесут его обходными путями, чтобы избежать территории не только Украины и Белоруссии, но и трех прибалтийских государств, Польши, а также Словакии и Чехии.

Все свидетельствует о том, что внешняя политика России принесет большие успехи. Если и дальше все пойдет по сценарию Кремля, два газопровода, красноречиво названные «Северный поток» и «Южный поток», принесут в Западную Европу российский газ. И принесут его обходными путями, чтобы избежать территории не только Украины и Белоруссии, но и трех прибалтийских государств, Польши, а также Словакии и Чехии. С северным газопроводом уже ничего не поделаешь: Россия недавно запустила его первую часть. И хотя вторая ветка пока остается только на бумаге, последние подписи французской, итальянской и немецкой газовых компаний означают, что дело (почти) сделано.

Для Праги это не очень хорошая новость. Таким образом, существенно усилится зависимость Европы, а значит и Чехии, от российского природного газа. К тому же остается все меньше шансов на строительство газопровода Nabucco, который, наоборот, мог бы ослабить зависимость Европы  от капризов Москвы.

Итак, нас ждет будущее энергетического протектората Москвы? Пожалуй, нет. К счастью, в таком положении мы не одни, более того, мы можем опереться на членство в ЕС. И хотя единый европейский энергетический рынок пока, скорее, идея, а не реальность, эта реальность исключительно привлекательна. Если такой рынок действительно возникнет, в принципе будет все равно, куда Москва поведет свои трубопроводы, потому что между собой мы газ все равно как-нибудь поделим. Общие интересы также теоретически могли бы привести к тому, что по отношению к России, и другим поставщикам энергии, страны-члены ЕС займут единую позицию и, если говорить словами комиссара Эттингера (Ötinger), будут говорить в один голос. Но пока это все же немного фантастика, на что еще мы можем рассчитывать? Если бы не было Европейского Союза, мы бы стояли на европейской энергетической шахматной доске в углу и печально смотрели, как другие договариваются о нас и без нас. Не то что бы мы были в таком положении одни, наверное, только Германия, Франция и Италия – страны, достаточно крупные для того, чтобы самостоятельно сыграть с Москвой хотя бы отчасти равноправную партию. Но, честно говоря, даже эти государства не слишком могут конкурировать с Китаем и другими претендентами на российский газ. Так что, пока они не опомнятся и вместе, в формате ЕС, через переговоры не добьются для Европы новых энергетических источников, весь Евросоюз окажется в щекотливом положении. Первым шагом, пожалуй, в конце концов, должна стать договоренность по строительству газопровода Nabucco.

В заключении позвольте мне сделать одно печальное замечание, не совсем имеющее отношение к газовой теме. Действительная европейская энергетическая безопасность все равно заключается не в импорте нефти и газа, даже если бы мы благодаря пестрой системе трубопроводов диверсифицировали свои источники наилучшим для нас образом. Свою энергетическую безопасность мы обеспечим только тогда, когда достаточное количество энергии будем производить прямо в Европе. И здесь есть только один выход: с помощью атомных электростанций начать использовать водородный цикл.