Не так давно Северная Корея была практически «круглосуточным ларьком» для любого деспота или взбунтовавшегося государства, решившего подкрепить статус арсеналом ракет. По крайней мере семь стран можно было считать постоянными покупателями. Эти семеро обеспечивали лидера Северной Кореи Ким Чен Ира стабильным источником твердой валюты.
Сейчас этот важный поток притока средств практически пересох, и винить следует, в основном, саму Северную Корею. По мнению аналитиков, Северная Корея так великолепно продвигала свои ракеты, что в результате сама себя вывела из бизнеса.
В последние годы такие покупатели, как Иран и Пакистан, активно работали над тем, чтобы из заказчиков ракет стать их производителями, то есть, теперь они собирают ракеты на своих собственных заводах, часто построенных при содействии или использовании консультаций Северной Кореи, говорится в исследовании, проведенном Джошем Поллаком (Josh Pollack), консультантом правительства США по контролю за вооружениями. Для этих и других стран построить собственное ракетное производство дешевле и безопаснее, и сводит на нет риски постороннего вмешательства или давления со стороны Соединенных Штатов или других западных держав.
«Покупатели Северной Кореи больше не хотят покупать ракеты, – отметил Поллак на недавнем слете Центра по исследованиям проблем нераспространения ядерного оружия в Вашингтоне. – Они хотели обзавестись собственным ракетным производством, а Северная Корея была готова с этим помочь».
Поллак, который также ведет блог на сайте Arms Control Wonk, подбил баланс, используя находящиеся в открытом доступе данные по объему северокорейского ядерного ракетного экспорта за последние тридцать лет, опираясь, в том числе, на отчеты по перехваченным северокорейским поставкам. Он обнаружил, что в 80-х годаъ Пхеньян с огромным отрывом являлся крупнейшим в мире поставщиком ракетного вооружения, обгоняя в этой области Китай и Россию. В период с 1987 по 1993 год Пхеньян продал порядка 420 ракет.
Для сравнения, за последние пять лет известно о продаже всего шестидесяти ракет, отмечает Поллак. Официальным лицам Пхеньяна приходится компенсировать образовавшийся дефицит в столь необходимой стране твердой валюте посредством продажи компонентов и деталей, а также обычного вооружения вместо ракет в сборе, говорит он.
Поллак называет одной из причин провала продаж запуск ряда международных программ по нераспространению ядерного оружия, включая Договор от 2003 года о нераспространении ядерного оружия, который для многих стран существенно удорожил стоимость ядерного сотрудничества с Северной Кореей. Под давлением Соединенных Штатов и европейских государств такие страны, как Египет, были вынуждены прекратить торговлю оружием с коммунистическими правительствами, что и сделало позицию ядерной независимости и самодостаточности более привлекательной, отметил он.
«В общих чертах эта схема подобна сужающейся воронке, – объясняет Поллак, – и подобных торговых отношений будет, со временем, все меньше и меньше».