Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Россия блокирует международные действия против Сирии

Россия сделала крупные финансовые ставки на выживание режима Асада. Но она также выступает против западной интервенции из принципа – особенно после кампании НАТО в Ливии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из-за жестокого подавления народного восстания против власти Башара аль Асада, в результате чего с марта погибли около 2600 человек, сирийский президент подвергается осуждению во всем мире. Однако международных усилий по оказанию давления на его режим может оказаться недостаточно для его свержения, пока Асад пользуется поддержкой одного влиятельного мирового игрока: России.

Бейрут, Москва – Из-за жестокого подавления народного восстания против власти Башара аль Асада, в результате чего с марта погибли около 2600 человек, сирийский президент подвергается осуждению во всем мире. Однако международных усилий по оказанию давления на его режим может оказаться недостаточно для его свержения, пока Асад пользуется поддержкой одного влиятельного мирового игрока: России.

Будучи традиционной союзницей Сирии и имея с ней товарооборот на сумму около 20 миллиардов долларов, Россия сделала крупные финансовые ставки на выживание режима Асада. Но поддержка Москвы не ограничивается кошельком. Эта огромная страна и бывшая сверхдержава, испившая свою чашу восстаний и революций, имеет тенденцию поддерживать автократии, считая их меньшим злом, и скептически относится к интервенции Запада - особенно после кампании НАТО в Ливии.

Будучи одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и обладая правом вето в этой организации, Россия может заблокировать любую попытку оказания мощного международного давления на Асада, будь то экономические санкции или военная интервенция.

«Россия сегодня это ориентированная на бизнес страна, и российское правительство явно хочет защитить инвестиции своих бизнесменов в Сирии, - говорит президент независимого московского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Но … главная причина такого упорства [в блокировании действий ООН против Сирии] заключается в том, что по мнению Москвы западный блок разрушает стабильность на Ближнем Востоке в погоне за ложными идеалистическими целями. Многие россияне шокированы происходящим на Ближнем Востоке и довольны позицией своего государства».

Россия активно защищает режим Асада, посылая в сирийскую столицу делегации и своих представителей, и предупреждая о недопустимости международной интервенции по образу и подобию кампании НАТО против полковника Муаммара Каддафи.

Российский президент Дмитрий Медведев заявил недавно, что часть людей, принимающих участие в протестах на улицах Сирии, связана с «террористами», а высокопоставленный руководитель из Министерства иностранных дел сказал, что если режим Асада падет, к власти в Сирии могут прийти террористические организации.

В Дамаске тепло встречают такие заявления, которые вторят риторике самого режима Асада. В воскресенье Асад высоко оценил «сбалансированную и конструктивную позицию России в вопросе безопасности и стабильности Сирии».

На самом деле, Россия не единственная страна, выражающая опасения по поводу внезапных перемен в Сирии. Состоящий из пяти стран блок БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) недавно заявил, что он выступает против интервенции, и призвал к проведению диалога между режимом Асада и сирийской оппозицией. Но публичные и непрекращающиеся выступления России в поддержку режима расстраивают планы сирийской оппозиции, которая добивается поддержки мирового сообщества в своих попытках свергнуть Асада. На прошлой неделе сирийские манифестанты выплеснули свое раздражение, устроив «день гнева против России».

Почему Россия поддерживает Асада


Россия преследует собственную выгоду, поддерживая режим Асада и рассчитывая на то, что он все-таки сумеет одержать верх над сирийским оппозиционным движением.

«На самом деле, мы видим, что единой оппозиции в Сирии нет, как нет и поддержки НАТО [восставшим], в отличие от  Ливии, - говорит эксперт из государственного московского Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский. – Арабские страны ни за что не согласятся даже на ограниченные военные действия против Сирии [как они сделали в отношении Ливии]. Сирийская армия не расколота. Следовательно, у нас есть серьезные основания полагать, что режим Асада может выжить. Даже если режим будет дискредитирован, он все равно сможет продержаться несколько лет. Поэтому Москва не ощущает срочной потребности менять свою политику».

У России давние коммерческие, военные и политические связи с Сирией. Как было написано недавно в статье в газете Moscow Times, российские инвестиции в Сирии в 2009 году оценивались в 19,4 миллиарда долларов. В основном это были контракты на поставку оружия, проекты развития инфраструктуры, энергетики и туризма. Газета сообщила, что объем российского экспорта в Сирию составил в 2010 году 1,1 миллиарда долларов.

Кроме выгодных коммерческих сделок Москва стремится оказывать более существенное влияние на события на мировой арене после утраты части своего престижа с распадом Советского Союза в 1991 году. Она традиционно выступает против иностранного вмешательства, боясь создать в будущем прецедент для самой России. Москва создает противовес существующей, по ее мнению, оси в составе США, Евросоюза и НАТО.

Кроме того, Россия, где проживают люди множества различных национальностей и религиозных конфессий, с врожденной подозрительностью относится к народным восстаниям и к их непредсказуемым результатам, поскольку итогом борьбы может стать как смена режима, так и сползание страны в хаос. В то время как Запад с оптимизмом поддерживает «арабскую весну», считая ее благоприятным сдвигом в сторону демократии в регионе, Россия упрямо и реалистично придерживается мнения о том, что результатом станет нестабильность и кровопролитие.

«Западный идеализм способствует разрастанию хаоса на Ближнем Востоке, и Россия со своей внешней политикой сегодня права, не желая быть частью этого процесса, - говорит Сатановский из Института Ближнего Востока. – Минимум, чего мы можем ожидать в Сирии, это гражданская война с ее реками крови. Да, это жестокая диктатура, но Россия считает, что ей на смену придут вещи еще похуже».

Российско-сирийские сделки на поставки оружия


Пожалуй, самые прочные связи между Россией и Сирией существуют в области поставок вооружений. Советский Союз был главным поставщиком оружия в эту страну во времена холодной войны, и у Дамаска за тот период накопился долг от покупок вооружений на сумму 13,4 миллиарда долларов.

После распада Советского Союза объемы торговли сократились, но начиная с 2005 года они снова начали увеличиваться, когда Москва списала почти 75% сирийского долга. С 2006 года между Россией и Сирией подписаны сделки на поставку оружия на сумму 4 миллиарда долларов. Москва поставляет в Сирию истребители МиГ-29, учебные самолеты Як-130, системы ПВО «Панцирь» и «Бук», а также противокорабельные ракеты П-800 «Яхонт». Сирия также надеется получить от Москвы баллистические ракеты «Искандер» и зенитно-ракетные комплексы С-300, которые будут представлять серьезную угрозу действующим в небе над Сирией самолетам противника.

Согласно имеющейся информации, значительную часть финансирования по этим сделкам обеспечивает Иран, который, начиная с 2005 года, подписал с Сирией целый ряд соглашений в области обороны. Предположительно, это позволяет тайно передавать в Иран часть поставляемых в Сирию вооружений, что является  нарушением эмбарго ООН на поставки оружия в Исламскую республику.

У России также имеется военно-морской пункт материально-технического обеспечения возле сирийского портового города Тартус на Средиземном море. Этот объект советской эпохи находится в российских руках с 1971 года, однако к 1992 году он пришел в ветхое состояние. Но сейчас там проводятся крупные ремонтно-восстановительные работы, в результате чего российские военно-морские корабли после 2012 года получат постоянную базу в Средиземноморье. В настоящее время у России есть лишь одна военно-морская база в теплых водах. Находится она в Севастополе, на Черном море, которое практически со всех сторон окружено сушей. Все российские корабли и суда, следующие курсом из Черного моря, должны проходить через узкий Босфорский пролив, находящийся в турецких водах.

Однако многомиллиардные инвестиции и стратегический военно-морской объект в Тартусе могут оказаться в опасности, если режим Асада падет, или если страна погрузится в хаос насилия. Ведь Москва, которая критиковала интервенцию в Ливии под руководством НАТО, сейчас находится в ожидании, не зная, согласятся ли новые власти в Триполи выполнять коммерческие соглашения на сумму примерно 10 миллиардов долларов, заключенные с режимом Каддафи.