Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал российские власти виновными в нарушениях, допущенных в ходе банкротства компании ЮКОС, однако не вынес никакого решения по иску о компенсациях, который был подан бывшим руководством компании.
Страсбургский суд пришел к выводу, что российские власти нарушили право ЮКОСа на справедливое судебное разбирательство, не дав компании достаточно времени для того, чтобы подготовиться к многочисленным налоговым искам.
ЕСПЧ также постановил, что были допущены нарушения при предъявлении налоговых претензий к ЮКОСу.
При этом суд в Страсбурге не нашел в ходе дела ЮКОСа нарушений, которые позволяли бы сделать вывод, что «власти России использовали эти судебные процедуры для того, чтобы разрушить ЮКОС и завладеть его активами».
Более того, Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что российское правительство действовало «законно, пытаясь возместить убытки, возникшие в результате уклонения компании от уплаты налогов».
Кроме того, в решении ЕСПЧ говорится, что российские налоговые органы допустили нарушения с 2000-го по 2001-й год, тогда как истцы говорили о нарушениях, которые были допущены с 2000-го по 2003-й годы.
Власти России заявляют о победе
Тот факт, что суд над ЮКОСом не признан политически мотивированным, отметило в своем заявлении Министерство юстиции России.
В сообщении, опубликованном на сайте министерства, решение ЕСПЧ трактуется как победа российского правительства.
Постановление Страсбургского суда не является окончательным. Объявив о неготовности принять решение по компенсациям, судьи дали три месяца сторонам, чтобы достичь соглашения по этому вопросу.
Если этого не произойдет, то суд вернется к вопросу о компенсациях убытков акционерам ЮКОСа.
Между тем, как заявил представитель акционеров ЮКОСа адвокат Пирс Гарднер, они пока не решили, стоит ли добиваться продолжения рассмотрения их требований в ЕСПЧ.
По его словам, у них еще остается возможность рассмотрения иска в Большой палате Европейского суда по правам человека.
Адвокаты бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского выпустили заявление, в котором приветствуют «выводы ЕСПЧ о серьезных нарушениях права на справедливое судебное разбирательство и права собственности, допущенных правительством Российской Федерации при обращении с ЮКОСом».
Дело о 100 миллиардах
В Страсбургский суд обратились акционеры ЮКОСа во главе с бывшими топ-менеджерами компании Стивеном Тиди и Брюсом Мизамором.
Истцы требовали от российских властей выплаты компенсаций в размере 98 миллиардов долларов, заявляя, что у них незаконно отобрали собственность.
При этом они ссылались на нарушение положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, касающихся права на справедливое судебное разбирательство и защиту собственности.
По словам бывшего финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора, «это самый большой иск за всю 60-летнюю историю Европейского суда по правам человека, не имеющий прецедента».
Предыдущие публичные слушания по делу прошли в Страсбурге в марте 2010 года.
Тогда судьи выслушали аргументы сторон и задали участникам процесса уточняющие вопросы. Вынесение решения затянулось до сентября 2011 года.
Дела Ходорковского и Лебедева
Жалобы бывших руководителей ЮКОСа Платона Лебедева и Михаила Ходорковского рассматриваются в Страсбургском суде отдельно от иска акционеров компании.
В мае 2011 года ЕСПЧ вынес решение по жалобе Михаила Ходорковского, которую он подал в 2004 году.
Хотя суд и признал, что при задержании и аресте Ходорковского были допущены нарушения статей Конвенции о правах человека, но он не нашел политической подоплеки в этом деле.
Страсбургский суд тогда обязал Российскую Федерацию выплатить бывшему олигарху 10 тысяч евро в качестве компенсации морального ущерба и еще 14 500 евро - в счет покрытия судебных издержек.
В 2007 году ЕСПЧ признал незаконным содержание под стражей экс-главы МЕНАТЕП Платона Лебедева в 2003 и 2004 годах и оштрафовал Россию на 10 тысяч евро.
В 2009 году президиум Верховного суда России, руководствуясь решением ЕСПЧ, отменил решение Басманного суда Москвы об аресте Лебедева.
Между тем сторонники Михаила Ходорковского утверждают, что на самом деле причиной судебного преследования ЮКОСа стало стремление российского руководства завладеть крупнейшей компанией.
Они обвиняли представителей властей в том, что в ходе следствия были переоценены налоговые обязательства ЮКОСа, а акции - проданы по заниженной цене.