Москва — Российские кинокритики и кинематографисты впали в недоумение, когда во вторник фильмом, который будет представлять страну на премии «Оскар», был выбран сильно раскритикованный фильм прокремлевского режиссера и ветерана российского кино Никиты Михалкова.
Глава российского оскаровского комитета режиссер Владимир Меньшов, сам когда-то получивший «Оскара» за свою ленту, публично признался, что не согласен с решением о выдвижении неполюбившейся военной эпической ленты «Цитадель», которое вынесла его организация.
«Второй фильм, который вышел в мае этого года, абсолютно зубодробительная критика была, очень злая, на этот фильм», – рассказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы» во вторник.
«И, самое главное - катастрофа в прокате».
Сам Михалков является членом комитета по отбору российских номинантов на премию Американской киноакадемии, то есть на «Оскара», а многие другие члены комитета имеют тесные отношения с этим надутым режиссером, ранее получившим «Оскара» в 1994 году за «Утомленных солнцем».
Извлекая выгоду с успеха того фильма, Михалков создал два продолжения к «Утомленным солнцем», события в которых разворачиваются во время Второй мировой войны. Вторая часть сиквела и есть «Цитадель». Помимо режиссуры в трилогии, Михалков сыграл в ней главную роль.
«Цитадель» была разгромлена ежедневником «Коммерсантъ» как «абсолютно неубедительная». По словам Меньшова, фильм собрал не больше 5 миллионов долларов в прокате, в то время как, по словам режиссера, производство обеих частей вместе стоило порядка 40 миллионов долларов – очень крупный бюджет по меркам российской киноиндустрии.
Первая часть сиквела заработала всего семь миллионов долларов.
«Провала такого масштаба российский кинематограф еще не знал», – говорится в материале онлайн-издания «Газета.Ru».
Меньшов заметил, что комитет не обратил внимания на фильм «Фауст» артхаусного режиссера Александра Сокурова, уже коронованный первым призом Венецианского кинофестиваля, а также фильм «Елена» Андрея Звягинцева, выигравший специальный приз в Каннах.
По словам Меньшова, самого выигравшего «Оскар» в 1981 году за фильм «Москва слезам не верит», пятеро из восьми членов комиссии поддержали «Цитадель».
Далее решение о том, номинировать ли ленту в номинации «Лучший иностранный фильм», останется за комитетом премии «Оскар» Американской киноакадемии.
«Российский оскаровский комитет опять предпочел кумовство здравому смыслу», – язвит ежедневник «Московские новости».
«Наши кинематографисты крепко убеждены, что американцы не в состоянии оценить фильм без перестрелок».
«Комиссия на сегодняшний день не выражает общественного мнения кинематографистов», –поделился своим мнением с «Эхо Москвы» Андрей Кончаловский, брат Михалкова и режиссер, не входящий в состав оскаровского комитета.
«Ситуация постыдная, потому что не может наш кинематограф в мире представлять фильм, который провалился в прокате, который имеет жуткую прессу» – выразил свою позицию в интервью с «Московским комсомольцем» кинокритик Валерий Кичин.
Михалков, харизматичная фигура, чье имя знает каждый, снял и сыграл во многих признанных лентах, включая «Обломов» и «Неоконченную пьесу для механического пианино».
Он вырос в среде элиты - его отец, поэт Сергей Михалков был автором слов советского и российского национальных гимнов.
Михалков возглавляет Союз кинематографистов, «бастион» российского истеблишмента кино, а премьера первой части сиквела «Утомленных солнцем» прошла в Кремле.
По телевизору его показывали за чаепитием с Владимиром Путиным, а в 2008 году он подписал открытое письмо к Путину – прошение остаться на посту президента на третий срок (что противоречит Конституции).
Его фильм «12» представлял Россию на премии «Оскар» в 2008 году и тогда вошел в шорт-лист.
Россия оскорблена малым успехом на «Оскаре» в последние годы, но киноэлита, пользующаяся поддержкой государства, так и не смогла включить в свои ряды талантливых артхаусных режиссеров, признанных на Западе, таких как Сокуров и Звягинцев.