Архыз – Непросто Санжару Шамшиеву представить себе свои родные российские горы Северного Кавказа усыпанными роскошными горнолыжными курортами и отдыхающими иностранцами.
Но пять современнейших туристических комплексов, которые Россия планирует построить рядом с его домом, могут создать рабочие места, которые помогли бы спасти Шамшиева и других от необходимости уезжать из региона в поисках заработка и лишить поддержки местные повстанческие движения, постоянно подогреваемые чудовищной бедностью, царящей в регионе.
«Здесь тяжело принимать решения. Тут злятся на бедность, не хватает рабочих мест. Многие для себя решают эту проблему, уезжая», – объясняет 23-летний молодой человек, стоя на улице Черкесска, тихой столицы Карачаево-Черкесии.
«Если был бы шанс найти работу, я бы остался», – добавляет он.
Преимущественно мусульманские регионы Северного Кавказа тянутся вдоль границ преимущественно православной России с Грузией и Азербайджаном, от Черного до Каспийского моря.
Мятежники-сепаратисты учиняют беспорядки ежедневно, их усилия направлены на попытку превратить весь регион в отдельное исламистское государство. Самая «желанная» в России голова, Доку Умаров, сражавшийся с российскими солдатами в двух сепаратистских войнах в Чечне, начиная с 1994 года, является их предводителем.
По оценке аналитиков, в прошлом году в результате действий повстанцев в регионе погибли 750 человек.
Сепаратисты поклялись сорвать Зимнюю Олимпиаду, которая должна пройти в городе Сочи на черноморском побережье в 2014 году. Город Сочи расположен на той же горной цепи, но вспышек насилия здесь пока меньше, чем в регионах, окружающих Чечню, таких как Дагестан и Ингушетия.
Учитывая грядущие Олимпийские игры, предстоящие выборы - в декабре парламентские и в марте президентские - Москва пытается обезопасить себя от более серьезных нападений экстремистов, которые ставят своей задачей выявление слабых мест в российской системе безопасности.
План, который обойдется стране в 20 миллиардов долларов и преподносится как крупнейший национальный проект в области развития туристической инфраструктуры, предложит гостям сотни километров горнолыжных трасс по холодным, практически вертикальным горным вершинам, многие из которых круглый год покрыты рассыпчатым снегом.
Москва говорит, что только такой масштабный проект, как этот, может положить конец циклу нищеты и насилия, царящих в мятежном регионе, который, по словам аналитиков, ожесточен грубыми методами силовых структур и уровнем безработицы, в некоторых районах достигающей примерно 50%.
Критики говорят, что Москва не столько пытается решить проблему бедности в регионе, сколько залить Северный Кавказ миллиардами долларов государственных субсидий и грандиозными проектами ради сохранения преданности Москве руководителей этих регионов.
«План может начать воплощаться и может даже дать рабочие места, но причины местного сепаратизма значительно шире, чем те факторы, которые учитывает этот план», – отметил Андрей Пионтковский, политический аналитик Российской академии наук.
«Москва использует эти деньги, чтобы накрепко удержать местные власти на своей стороне, – говорит он. – Москва тратит деньги на политические цели, не более того».
Гламурные отели
Первый отель должен появиться рядом с деревней Архыз, в глубине заросших лесом склонов Карачаево-Черкесии, примерно в двухстах километрах от границы с Чечней, где федеральные силы более десяти лет назад устранили мятежное правительство.
Пока что единственные признаки строительства – бетонные основания под опоры для подъемников. Ожидается, что когда курорт откроется в конце года, то к услугам туристов окажутся три горных склона и два отеля.
В итоге должно открыться одиннадцать отелей, которые вместе должны будут принимать до 500 тысяч туристов в год.
Но местные говорят, что одних инвестиций недостаточно .
«После постройки курортов экстремизм все равно сохранится, от этого сложно куда-то деться, – говорит 39-летний Виталий Ющенко, житель Черкесска. – В Израиле тоже развит туризм, и больше, чем мы когда-либо сможем добиться, но и у них терроризм все еще есть».
И хотя проявления экстремизма редки в Карачаево-Черкесии, Шамшиев говорит, что ходят слухи о том, что молодые люди из соседних районов «уходят в горы» - такой эвфемизм местные используют для описания тех, кто скорее готов сражаться с властями, чем с ними сотрудничать.
Москва организовала компанию «Курорты Северного Кавказа» (КСК), руководящую проектом, в прошлом году с капиталом в 60 миллиардов рублей.
«Сейчас мы формулируем инвестиционный план вместе с малыми, средними и крупными инвесторами», – рассказал генеральный директор КСК Алексей Невский.
«Мы рассчитываем, что этот этап будет завершен к концу первого квартала следующего года», – отметил он и добавил, что общий объем требуемых инвестиций может достичь 20 миллиардов долларов, против предыдущей предварительной оценки в пятнадцать миллиардов.
На прошлой неделе в КСК заявили, что подписали договор на создание совместного предприятия с французской государственной компанией Caisse des Depots et Consignations. Сделка должна пройти все финальные стадии к ноябрю и оценивается в 13,6 миллиардов долларов.
И в то время как потенциал у региона огромен, правительственные гарантии на инвестиции ограничивают возможные риски.
«Проект все еще находится на ранних стадиях, но, вне сомнений, окажется привлекательным для иностранных инвесторов, поскольку они ставят весьма амбициозные задачи», – поделилась своим мнением Такухи Черчиян (Takouhi Tchertchian), менеджер и нфраструктурного фонда в крмпании «Ренессанс Управление Активами», оперирующего активами на сумму 160 миллионов долларов.
Экономисты говорят, что инвестиции в регион пошли бы далеко, но при этом многие вопросы остаются открытыми.
«Нужно учитывать очень много факторов, включая политическую ситуацию и ппрдолжающееся желание довести эти проекты до конца», – отметил Максим Орешкин, старший аналитик в Credit Agricole в Москве.
Главный вопрос - безопасность
В деревнях, окружающих планируемые курорты, жители передвигаются на тракторах, собранных еще в советские времена, по полям, которые они возделывают, чтобы прокормиться самим и прокормить свои семьи, свидетельствуя о том, что регион – один из беднейших в России.
Другие курорты должны появиться в ближайшие годы Северной Осетии и в центральных районах Северного Кавказа – в Адыгее на западе и в Дагестане, ставшем сейчас эпицентром насилия.
Ранее в этом году президент Дмитрий Медведев представил план инвесторам в Давосе, но торги омрачились взрывом, устроенным за несколько дней до экономического форума террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово, когда погибло 37 человек.
Умаров взял ответственность за взрыв на себя.
Месяц спустя трое московских туристов были застрелены на дороге к двойному пику горы Эльбрус, самой высокой горы Европы и месту, где планируется воздвигнуть еще один роскошный курорт. Предположительно, с туристами расправились северокавказские экстремисты.
Соединенные Штаты назначили вознаграждение до 5 миллионов долларов за информацию, которая могла бы способствовать поимке Умарова.
В попытке унять опасения насчет возможных всплесков насилия и проявлений экстремизма в районе, КСК ведет консультации с компаниями, предоставляющими охранные услуги, такими как израильская ElbitSecurity Systems и французская Thales.
Планы все еще весьма приблизительны, но рассматриваемые варианты включают видеонаблюдение и наем частных служб охраны для обеспечения безопасности отдыхающих.
Местные лидеры, поддерживаемые Москвой, говорят, что для региона, попавшего под управление имперской России в XIX веке после череды войн время для проекта пришло.
«Это один из самых серьезных проектов, когда либо приходивших со стороны Москвы», – отметил глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, глядя на горы Архыза.
«Если человек знает, что может работать и прокормить свою семью, то его не будут притягивать насилие, терроризм», – подчеркнул он.