Ташкент — Ранее в этом месяце в Узбекистане отметили двадцатилетнюю годовщину независимости, но многие говорят, что причин для праздника мало.
«Лидер в стране тот же, система деспотична по-прежнему, коррупция та же самая, те же масштабные нарушения прав человека», – говорит Эндрю Штроляйн (Andrew Stroehlein), директор по связям с общественностью брюссельской Международной кризисной группы. «Здесь нет никакой политической жизни, никаких политических дебатов – не знаю, что праздновать».
По поводу празднований, начавшихся 1 сентября, столицу заполонили плакаты, улицы были усажены цветами – такой подарок сделал своему народу 73-лентний президент Ислам Каримов.
По государственному телевидению он произнес несколько речей по поводу великих достижений крупнейшей в Средней Азии страны. Население Узбекистана составляет 28 миллионов человек.
Многие узбеки не разделяют энтузиазма своего предводителя касательно последних двадцати лет. «В советские времена было лучше», - так часто говорят на улицах Ташкента.
Узбеки помнят длинный список успешно работавших в стране производств, авиазавод имени Чкалова, фабрику «Сельмаш» по производству хлопкоуборочного оборудования, существовавшую при Союзе и закрытую со времен обретения страной независимости.
Сегодня официальные цифры трудоустройства низки. Но другую историю рассказывает тот факт, что от трех до пяти миллионов узбеков покинуло страну ради заработка.
«Здесь работы нет, – рассказывает молодой таксист из Самарканда, проработавший четыре года на стройках в России и вернувшийся из-за проблем со здоровьем. - Я работаю на машине отца, чтобы принести домой хоть что-то. Но я зарабатываю всего примерно 6-10 долларов в день. Этого едва достаточно для выживания семьи».
Узбеки, отвечавшие на вопросы для этого материала, просили, чтобы их имена не назывались – все они волнуются за свою безопасность.
Жалуются на бытовые трудности, но боятся говорить о политике.
Каримов управляет государством железной рукой и, по мнению аналитиков, является одним из самых тираничных лидеров в регионе. С момента резни в Андижане в мае 2005 года в стране не осталось никакой реальной оппозиции и никаких независимых средств массовой информации.
«Гражданское общество мертво», – говорит узбекский журналист, живущий в Берлине и работающий на онлайн-журнал Uznews.net, который в Узбекистане можно читать только через прокси-сервер.
Режим Каримова блокирует доступ к независимым СМИ в интернете, в открытом доступе остается только узбекское государственное телевидение, которое большинство считает пропагандистским инструментом режима Каримова. «Мы все смотрим российское телевидение по спутнику, чтобы получать хоть какую-то информацию», – описывает положение вещей тот же журналист.
По словам аналитиков, совершенно нереально ожидать, чтобы в Узбекистане произошла революция по арабскому сценарию.
«Это пустые мечты, хотя было бы здорово стать тому свидетелем», – комментирует Штроляйн из Международной кризисной группы.
В ходе восстания в Андижане, произошедшего в 2005 году, огромное количество протестующих были убиты, посажены в тюрьму или были вынуждены покинуть страну.
«За эти годы страна потеряла много талантливых и образованных людей, – продолжает Штроляйн, – Страна рывками движется от совершенно плачевного состояния к еще более плачевному, и между ними бойни. История очень угнетающая».
Он же добавляет, что Узбекистан не привлекает международного внимания, потому что здесь не происходит ничего нового. По его словам, «страна получает немного внимания только из-за соседнего Афганистана».
Узбекистан принимал участие в военных операциях Соединенных Штатов, обеспечивая безопасную переброску американских войск и снабжения в Афганистан – Северная сеть поставок в регионе крайне важна для США.
И хотя Вашингтон напрямую не предоставляет Узбекистану никакой гуманитарной помощи, стране платят за использование ее маршрутов снабжения и существуют контракты с несколькими местными компаниями. Об этих договорах ходят слухи, что у этих компаний прослеживаются связи с семьей Каримова, отмечает Штроляйн.
В ближайшие годы Узбекистан мог бы начать играть и еще большую роль в делах США в регионе в связи с отзывом американских войск из Афганистана.
Согласно данным организации Human Rights Watch, администрация Обамы хочет, чтобы Конгресс позволил Госдепартаменту снять санкции против помощи Узбекистану. Это помогло бы США укрепить свое военное присутствие в Узбекистане и поддержать свои силы в Афганистане.
«Ограничения должны быть сняты только, когда правительство Узбекистана проведет значительную гуманизацию внутренней политики, – заявил Хью Уильямсон (Hugh Williamson), директор Human Rights Watch по Европе и Средней Азии. – Отмена ограничений со стороны США на данный момент была бы огромным подарком для одного из самых тоталитарных режимов в Средней Азии».