Монреаль - Экономический рост в России в ближайшем будущем будет обеспечиваться потребителями, по мере того как правительственные расходы и трансфертные платежи, вкупе с нежеланием поднимать налоги, будут способствовать увеличению располагаемых доходов и реальных зарплат в преддверии парламентских и президентских выборов.
Такова общая точка зрения, которую разделяют авторы трех авторитетных исследований в области государственной политики, проведенных московскими исследовательскими центрами, пишет российская «Независимая газета». Также они пишут о том, что на ближайшую перспективу экономический рост не прогнозируется, а вероятность нового кризиса становится все больше.
По данным газеты, политическая неуверенность и неопределенность по поводу президентских выборов будущего года, в дополнение к общему недоверию по отношению к инвестиционному климату в России способствуют снижению инвестиций. План приватизации, о котором было объявлено с большой помпой в 2010 году, был расширен в этом году, но полный план еще предстоит утвердить, и он может подвернуться дальнейшим изменениям до окончательного одобрения.
Свежеопубликованная экономическая статистика из России указывает на пробуксовку и утрату темпов в экономике, и среди независимых экспертов как внутри страны, так и за ее пределами, наблюдается согласие в том, что ситуация, прежде чем стать лучше, успеет сначала стать еще хуже. Парадоксальным образом деловая уверенность внутри страны сейчас выше, чем год назад. Индекс покупательной способности (PMI) в промышленности опустился ниже нейтрального уровня в 50 пунктов в августе, но в секторе услуг он остался на стимулирующем рост уровне в 52 пункта.
Валовой внутренний продукт (ВВП) во втором квартале года вырос лишь на 3,4% по сравнению с тем же периодом 2010 года, а в первом квартале 2011 рост составлял 4,1%. Россия демонстрирует самый медленный рост среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Важной причиной того, почему это происходит, является то, что нефть и газ обеспечивают примерно шестую часть ВВП страны (для Бразилии эта цифра составляет, например, десятую часть) и дают две пятых части правительственных доходов; а мировые цены на эти энергоресурсы падают.
Цена нефти Urlas, основного российского экспортного продукта, в последнее время колеблется в районе отметки в 110 долларов за баррель, после того, как в апреле она достигала рекордной величины в 123 доллара за баррель. По оценке Commerzbank, снижение цены на нефть на 10 долларов приводит к увеличению дефицита государственного бюджета на 1,5% от ВВП, в то время как другое отдельное исследование в прошлом году также показало, что подобное снижение демонстрирует общее снижение экономики на 0,5%.
Поэтому на прошлой неделе Министерство экономического развития предупредило, что гипотетический негативный сценарий развития мировой экономики в будущем году, когда цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, может загнать в угол процесс экономического развития и привести к «значительному» обесценению рубля. Министр финансов Алексей Кудрин публично подтвердил эту оценку в Санкт-Петербурге.
Тем не менее, президент Владимир Путин (так в тексте – прим. перев.) ранее в этом месяце озвучил прогноз роста ВВП на уровне от 4,2 до 4,3% в 2011 календарном году. Это немного выше, чем согласованная оценка независимых международных экспертов. Всемирный банк ожидает, что российская экономика вырастет в этом году лишь на 4%, а в 2012 этот показатель роста вообще упадет до 3,7%.
Накануне рублевый индекс ММВБ в Москве закрылся на отметке в 1507 пунктов, снизившись со своего пикового значения в 1860 пунктов в начале апреля, после того, как пробил вниз и долгосрочный, и среднесрочный уровни поддержки, которые были на уровне в 1525 пунктов (а краткосрочный уровень поддержки находится на отметке в 1430 пунктов), в то время как долларовый индекс РТС был на уровне в 1503 пункта, опустившись с весенних уровней в 2124 пункта. Тот факт, что индексы находятся сейчас примерно на одинаковых номинальных уровнях, но при кардинально разных пиковых значениях за год, отражает слабость рубля. Действительно, рубль на закрытии торгов опускается по отношению к корзине валют Центробанка уже в течение девяти торговых дней подряд, упав за две недели на 5%.
Нынешний целевой коридор Центробанка для рубля находится в диапазоне от 32,15 до 37,15 рубля за доллар, в рамках «регулируемого плавания», когда рынку в целом позволяется определять его стоимость, в то время как ЦБ не пытается влиять на него на ежедневной основе, а вмешивается только, чтобы изменить общую модель колебаний или уменьшить эффект внешних экономических шоков.
Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией к настоящему моменту оказал мало влияния на российскую экономику. Новая ориентация Украины на переговоры о режиме свободной торговли с Европейским Союзом убирает важный потенциальный опорный пункт. Лишь более мелкие экономики, такие как Киргизия или Таджикистан, выразили заинтересованность в присоединении к Таможенному союзу, который остается по большей части многосторонним фиговым листком для регулирования экономических отношений России и Казахстана. Это на самом деле скорее политический, нежели экономический союз.
По данным Всемирного банка (ВБ), серия имитационных экспериментов показала, что реализация проекта союза будет тормозить торговлю с третьими странами, приведет к ослаблению международных позиций его участников. Более того, их членство в Таможенном союзе лишь осложнит их индивидуальные попытки присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО), в то время как перспективе их вступления единым блоком не хватает четкого организационного механизма.
Тот факт, что российская промышленность, в общем и целом, является неконкурентоспособной на мировых рынках, а также российская зависимость в плане торгового оборота страны от природных ресурсов являются антистимулами для Москвы в плане введения глобального торгового режима. А Грузия, где присутствие российских войск в Южной Осетии и Абхазии только закрепило контроль Кремля над этими регионами, продолжает блокировать российскую заявку на членство в ВТО.
Доктор Роберт Катлер (Robert M Cutler) получил образование в Массачусестком институте Технологий (Massachusetts Institute of Technology) и Мичиганском университете (University of Michigan), вел исследования и преподавал в университетах в США, Канаде, Франции, Швейцарии и России. Ныне старший научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований в канадском Карлтонском университете (Institute of European, Russian and Eurasian Studies, Carleton University), также занимается частным консультированием по широкому кругу вопросов.