Всякий раз когда возникает дискуссия о том, почему российская армия менее технологически продвинута, чем армия Соединенных Штатов, разговор обычно строится вокруг неспособности России производить свои собственные беспилотники.
Особенно ярко эта слабость проявилась во время российско-грузинской войны в августе 2008 года. Беспилотники - это именно тот вид техники, который остро понадобится России в случае обострения ситуации в Средней Азии, если потребуется военное решение. Доминирующая роль, которую играют беспилотники в американских и натовских конфликтах в последние десять лет, подчеркивают их важность для современной войны.
Несмотря на значительные суммы, которые Россия вложила в разработку беспилотных самолетов с 2005 года, оборонная промышленность так и не смогла создать технику, которая соответствовала бы требованиям Министерства обороны. В результате Москва обратилась к Израилю как к поставщику беспилотников.
Если быть честным, однако же, даже технологически продвинутые страны, такие как Великобритания, Франция, Германия и Италия, закупают беспилотные самолеты у Соединенных Штатов и Израиля. Но ключевое отличие в том, что Москва не может покупать самые современные беспилотники, потому что Вашингтон и Тель-Авив не продадут их России.
Те беспилотники, которые Москве удалось получить от Израиля, на два поколения старше тех, что используются сейчас в израильской армии, и тех, которые продаются странам НАТО. Изриаль не может действовать автономно и независимо в том, что касается трансфера военных технологий, потому что он зависим от Соединенных Штатов. Для Москвы любое соглашение с подобным поставщиком - рискованное, учитывая, что у России есть на Большом Ближнем Востоке свои политические и коммерческие интересы, прямо противоречащие интересам Израиля.
Россия должна найти решение для удовлетворения своей острой потребности в беспилотных самолетах. На первый взгляд, у страны есть необходимый инженерный опыт, особенно в строительстве самолетов и их производстве, и также есть соответствующие финансовые ресурсы. Тем не менее, страна, которая успешно разрабатывает истребитель пятого поколения, уже шесть лет не может создать нормальный беспилотник.
Должны произойти радикальные изменения, в рамках которых новые, инновационные компании получат заказы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области военных разработок для создания беспилотника. Очевидное место, с которого стоит начать - это концерн «Вега», ведущий разработчик беспилотников, который уже проглотил 5 миллиардов рублей (158,5 миллиона долларов) правительственных денег, и практически ничего не выдал взамен.
Настало время обратить более пристальное внимание на другие высокотехнологичные компании, которые до нынешнего времени не рассматривались в качестве ведущих игроков в вопросе конструирования беспилотных самолетов. Соединенные Штаты решили эту задачу чрезвычайно успешно, когда сравнительно маленькая компания General Atomics, базирующаяся в Сан-Диего, стала глобальным лидером по производству беспилотников со своей крайне успешной моделью Predator. General Atomics обошла других крупных подрядчиков Министерства обороны, таких как Boeing и Northrup Grumman, в этой области.
В России тоже есть достаточное количество инновационных компаний, аналогичных General Atomics, которые могли бы в один прекрасный день стать конкурентоспособными производителями беспилотников с правильными суммами инвестиций, нужными объемами исследований и соответствующим развитием. Эти компании более мобильные и гибкие, чем «Вега». Что самое важное, они не коррумпированы и не развращены многомиллиардными (в долларах) государственными контрактами и годами безответственности и неподотчетности, а вместо того привыкли рисковать своими собственными деньгами и полагаться на инновации.
Только такие живые, подвижные и инновационные компании могут обеспечить России технологические прорывы в военной области, в которых она столь отчаянно нуждается.
Константин Макиенко - аналитик Центра анализа стратегий и технологий в Москве.