Послезавтра украинский Президент Виктор Янукович в обстановке строжайшей секретности в очередной раз попробует преодолеть мифическую высоту под названием «дешевый российский газ». Виктор Янукович собирается в Москву, где, как он надеется, сделает Кремлю предложение, от которого тот не сможет отказаться: предложит отдать в совместное управление нашу ГТС. Но не всю, не только ему и не просто так. Гениальная идея Банковой - предложить РФ и Евросоюзу создать трехсторонний консорциум, в котором Украина оставляет за собой большую часть - 34%, а остальное, 66%, в равных долях по 33% отходит нашим восточному и западному партнерам. За это Киев попросит снизить базовую цену - с нынешних 450 до 190-200 долларов за тысячу кубометров. После чего газ для украинского потребителя должен стоить около 230 долларов.
Впрочем, так просто и легко все выглядит только на бумаге, а идея консорциума несет новые угрозы для нашего государства. Россия, как известно, недавно заявляла: из всех украинских предложений относительно нашей ГТС их интересует только 51% акций газотранспортной структуры. Или, еще лучше, поглощение всего «Нафтогаза». Правда, отечественные аналитики утверждают: Москва прекрасно понимает, что она желает невозможного, но использует такую тактику, чтобы получить максимум. И, дескать, Кремль может согласиться на вариант 34х33х33, но более выгодным для Украины он не станет.
«Создать трехсторонний консорциум уже старались при Кучме, - напомнил экс-уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. - Идея провалилась. Ныне же и Россия, и Евросоюз имеют еще меньше мотивации - после того как они завершили «Северный поток», осуществлять еще один проект уже будет для них лишним». Т.е. Европа - понятие неоднородное, и тяжело надеяться, что абсолютное большинство энергетических структур имеют стратегические планы на украинскую «трубу». Правда, некоторые из них заинтересованы в нашей ГТС, но!.. Выбирая среди структур, которые могут инвестировать в украинскую газотранспортную систему, мы можем напороться на компании, аффилированные... с российским «Газпромом».
«Сегодня можно утверждать, что скорее всего украинским предложением могут заинтересоваться в Германии, - объясняет «УМ» независимый эксперт Валентин Землянский. - А эти компании считаются очень близкими к Газпрому». Так же думает и российский эксперт Максим Шеин, который называет возможным участником консорциума немецкую компанию Ruhrgas. «Такой сценарий не будет удобен для Украины, - честно предостерегает Шеин, - ведь Газпром и его европейский партнер могут объединить свои усилия, и Украина потеряет свою газотранспортную систему». «Вопрос - какой вариант для нас более выгоден: 50х50 с Россией или трехсторонний консорциум с ЕС - очень сложен, - резюмирует Землянский. - Перед подписанием соглашения надо внимательно изучить все детали».
А таких, по мнению эксперта, немало. Скажем, в новом соглашении должен быть указан минимальный объем транзита российского газа через украинскую территорию. «Сегодня Газпром может прокачать на Запад хоть сто тысяч кубометров газа, хотя одну тысячу, - говорит Землянский. - А если контракт предусматривает принцип «качай или плати» для нас как покупателей газа, то подобная норма должна касаться и транзита». Похоже, что этот вопрос в перечень украинских предложений вошел. Основание так думать - заявление сначала премьер-министра Николая Азарова, что Украина может законсервировать часть собственной ГТС, если россияне не будут обеспечивать минимальный уровень транзита, а потом слова его пресс-секретаря Виталия Лукьяненко, что мы можем даже пойти на частичный демонтаж нашей «трубы». Которые потом опроверг профильный министр Юрий Бойко.
«Мы можем также ставить вопрос о сезонных скидках. Ведь газ в наши подземные хранилища закачивают, прежде всего, для обеспечения транзита и только потом для обеспечения отопительного сезона, - прибавляет Землянский. - Но главное: в новой договоренности должна быть прописана не скидка, а новая формула ценообразования. Ведь сегодня газ для Украины на 60 долларов за тысячу кубометров более дорогой, чем для Германии. А если учесть, что со своим объемом потребления - 40 или даже 30 миллиардов кубометров ежегодно - мы являемся вторым покупателем Газпрома, то возникает целиком закономерный вопрос: почему для изменения формулы мы должны что-то отдавать?!».
Среди аргументов, которыми, по словам экспертов, Янукович может убедить своего российского коллегу Дмитрия Медведева - идея достройки газопровода «Новопсков-Богородчаны-Ужгород», который считают конкурентом инициированного россиянами «Южного потока». Который, напомним, крепко застрял в нерешенных проблемах со странами-участницами. Мощность украинского газопровода составляет 40 миллиардов кубометров газа, в то время, как первой нити «Южного потока» - 15 миллиардов «кубиков» (проектная мощность «Потока» - 60 миллиардов кубометров). Арифметика строительства также не в пользу эпического проекта Кремля: стоимость «Новопсков-Богородчаны» - 2-2,5 миллиарда долларов, в то время как «Южный поток» потянет, по меньшей мере, на 25 миллиардов евро.
Правда, здесь вырисовывается политический нюанс. «Вся идея «Южного потока» состоит в том, чтобы исключить риск транзита через Украину, - заявил заместитель председателя Госдумы РФ Валерий Язев. - Ведь, скажем, идея Януковича относительно строительства ветви «Южного потока» на юге Украины предусматривает, что к 142 миллиардам кубометров газа украинской ГТС мы приплюсуем еще 63 миллиарда кубометров. На это не пойдут ни Россия, ни ЕС». Впрочем, решать политические вопросы должны политики. И если Украина позиционирует себя в отношениях с Россией - причем взаимно - именно так, как об этом рассказывает наш президент, то проблем подобного недоверия возникнуть вообще не может.
Перевод: Антон Ефремов